Достаточно провокационное название – не находите? Но у него есть одно преимущество! Оно отражает точку зрения того, кто слово стресс придумал. В том значении, как мы понимаем его сегодня применительно к жизненным обстоятельствам. Этого человека звали Ганс Селье.
Designed by Freepik
В процессе исследований он выяснил, что реакция организма на внешние обстоятельства может истощать его, становясь причиной болезней. При этом он подчеркивал, что вред возникает не по причине сложившейся ситуации, а потому, что человек реагирует на ситуацию внутренним напряжением, которое и истощает запасы наших сил.
Другими словами, наше здоровье или нездоровье в меньшей степени зависит от хронических проблем, а в большей – от привычки отвечать на проблемы внутренним напряжением. Отличная иллюстрация того, насколько связаны наши разум и тело.
Если же пойти дальше, то из обычных наблюдений можно сделать очевидный вывод, что то, что вызывает стресс у одного человека, не вызывает его у другого. Это значит, что у стресса нет объективных параметров, чтобы его определить. Он субъективен!
А из этого следует, что любые распространенные организационные попытки предусмотреть возможный стресс и скомпенсировать его влияние специальными позитивными активностями, системно проблему не решают. А именно этим и занимаются в рамках большинства well-being инициатив.
Безусловно, хорошие условия работы – это отлично! И ни в коей мере я не против этого. Я против иллюзий. И я за рациональный подход к организации работы, который дает практический результат.
Если задача стоит, снизить уровень стресса у сотрудников, сделать так, чтобы они меньше болели, а NPS (net promoter score) неуклонно рос, то начинать работать надо индивидуально. И работать на уровне реакций человека, а не на уровне условий внешнего окружения. Если в организации люди уже находятся в стрессе, и это привычная реакция, то это очень сложная задача, которую не решишь ни социальным пакетом, ни выделенными зонами, ни регулярными мероприятиями. Это хорошо, но этого мало.
И да, это опять про лидерство. Так как никто не может загнать в стресс сотрудника так эффективно, как его непосредственный руководитель. Но для меня лично именно здесь и кроется отправная точка, чтобы эту проблему решить. Эмоции человека заразны, наша способность влиять на эмоциональное состояние других людей фактом своего присутствия огромна.
Поэтому, если вдруг вы решили озаботиться темой well-being всерьез, то основным активом будут не процедуры, а люди.
Ну а если кому-то интересно, как это бы делал я, то с удовольствием поделюсь тет-а-тет.