К этой теме я подойду еще не один раз, так как мое понимание эволюционирует вместе с опытом. Пишу я для того, чтобы подчеркнуть важность этой темы, ее значение для саморазвития, для эффективного менеджмента и лидерства, для адекватного восприятия мира.
В 1929 году Хосе Ортега-и-Гассет в книге «Восстание масс» написал, что “it is the man of excellence, and not the common man, who lives in essential servitude”. Это можно перевести приблизительно так: «это человек выдающихся качеств, а не обычный человек, кто проводит жизнь в услужении другим».
Наш мир действительно устроен таким образом, что одни люди больше отдают, а другие больше берут. И несмотря на то, что все меняется в течение жизни, на уровне наших намерений и личных качеств мы видим последствия личного жизненного выбора, больше брать или больше отдавать.
В том, чтобы отдавать больше, чем брать, нет логики, поэтому те люди, которые предпочитают брать, и те, которые решают отдавать, живут несколько в разных мирах. И не сказать, что хорошо понимают друг друга. Те, кто берут, предпочитают мир реальных чувств, логики и рациональности. Те, кто отдает, выбирают мир идей, идеалов, которые стоят личной жертвы.
Мы привыкли называть хорошими людьми тех, кто больше отдает. Но все наши пропагандируемые сегодня идеалы успешной жизни говорят нам брать. Наверное, имея «общество потребления», не стоит обсуждать кого на свете больше. Поэтому в обществе есть и, пожалуй, углубляется естественный перекос в пользу людей, которые руководствуются личным интересом. Биологически и эволюционно это оправданный подход. Сегодня личный успех связан с выживанием человека и его близких.
Теперь поговорим немного об управлении.
Эффективное управление чем-то сложным требует понимания закономерностей, связей, способности выходить за пределы личных предпочтений, желаний и выгод ради того, чтобы улучшить нечто общее и целое – департамент, компанию, страну, мир.
Люди, которые больше берут, могут это делать и очень эффективно, но неизбежно, даже отодвигая границы своей зоны управления, они также стремятся брать, но из других зон. И неважно, говорим мы о тим-лидере, кантри-менеджере, главе корпорации или президенте страны. По фактическим многократным действиям всегда видно человека.
Люди, жизнь которых подчинена идеалам и идеям, идут не от простого и частного к общему и сложному, а наоборот. Это часто делает их менее эффективными и более сложными в восприятии, но при этом они способны на решения, которые по-настоящему выигрышны для всех сторон. Так как способны не привносить личные желания, искажая логику принятия решений.
Поэтому в корпоративном управлении сегодня нет никого более успешного и более вредоносного чем квалифицированный менеджер со склонностью везде и всегда брать свое. Он будет быстро двигаться вверх, показывая результат здесь и сейчас, но при этом забирая что-то из вне. Очень часто в больших компаниях сегодняшние результаты идут в ущерб будущим, успех отдельных бизнес-единиц делается ценой успеха соседних. Личные карьеры чаще строятся не на том, что кто-то побеждает конкурентов с таким же складом и установкой «брать», скорее идет поиск тех, кто готов отдать что-то, а ценой личного успеха становятся доверительные отношения.
Но я хочу помочь не им, а тем, кто решил отдавать, но, тем не менее, верит в свой успех и хочет его добиться. Именно эти люди как никто достойны помощи. Ведь мир, где каждый готов отдать, лучше мира, где каждый готов только брать.
У людей, которые приняли решение жить в соответствии с какими-то принципами, идеалами, неизбежно появляются определенные ограничения, внутренние правила. А тот, кто играет по правилам, всегда проиграет тому, кто играет без них. Часто их жизнь похожа на драму, потому что они самостоятельно лишают себя чего-то ради других людей и высоких целей, а сталкиваются лишь с тем, что другие с удовольствием берут то, что они дают, ничего не предлагая взамен. При этом нарушая один из базовых человеческих принципов, принцип взаимности (reciprocity), и разрушая веру лучших из нас в мир, людей и будущее. Одной из центральных проблем является то, что им часто кажется, что выбор между эгоизмом и альтруизмом взаимоисключающий. Правда в том, что это не так.
Повторю растиражированный афоризм о том, что проблему нельзя решить на том уровне мышления, на котором она возникла. Борьба с любым внутренним ограничением у человека проходит по одному и тому сценарию. Природа человека дуалистична, то есть двойственна. Война и мир, добро и зло, черное и белое, нам нужны крайности, чтобы понять, что что-то находится в середине. Но наши крайности создают систему координат, и когда наша проблема больше, чем наша система, то мы не способны понять, что нам делать и как ее решить. Поэтому всех так пугает неизвестность, и также поэтому решение любой подобной проблемы, по сути, парадоксально. Это значит, что мы должны выйти за пределы наших систем, убеждений, принципов. Как в известной задаче на то, чтобы соединить тремя линиями точки. Где решение возможно только, если мы выйдем за границы листа, на котором они изображены. При этом не имеет никакого значения величина вашего листа или уровень уверенности в себе. Важно лишь то, можете ли вы на практике разрешить свою проблему.
Это сложно, это абстрактно, но если есть желание, то это можно понять. Ответственность за понимание по-настоящему значимых вещей всегда на слушателе, потому что самые важные вещи надо прожить самому/самой, чтобы ощутить, что это верно. Поэтому не всегда надо искать простые ответы на сложные вопросы.
Природа альтруизма заключается в том, что человек идентифицирует себя шире. Он не ставит во главу угла себя и свои интересы. Альтруистичный человек выбирает большее. Патриот выберет свою страну, верующий свою веру. Тот, кто прошел детский дом, станет помогать детям, тот, у кого умерли близкие, быть может, решит стать врачом, а тот, кому достались плохие учителя, возможно захочет учить других сам. Эмоционально вплавленный личный опыт часто становится основой такого выбора. Опыт сметает границы того, что мы считали важным, и устанавливает новые.
Эта более широкая идентификация своей связи с какой-то идеей или чем-то большим позволяет подумать о себе и о других, кого мы считаем такими же. И чем шире определяет себя человек, тем с большим количеством других людей он будет способен найти общий язык на этой основе.
Таким людям часто может показаться, что, выбирая себя и свои частные интересы, он/она делают это в ущерб возможностям другим. И именно здесь закрадывается ошибка. Проблема таких людей в том, что они пытаются обнять весь мир, но забывают, что сами тоже являются его частью. И это очень по-человечески.
Поэтому часто говорят, что полезно взглянуть на себя со стороны, чтобы понять, что и самому помогающему также нужна помощь. Ведь тяга отдавать и тяга брать – это желания, которые идут из одного источника. Из нас самих, от ощущения неполноты и попытки ее восполнить.
И если тех, кто берет, ждет судьба Тантала, то те, кто отдает, уже на правильном пути. Хотя и очень сложном.
И если человеку удается это сделать, посмотреть на себя со стороны и понять, что он не точка отсчета и не мера всех вещей, то это приводит к освобождению от внутреннего противоречия. И тогда их способность помогать другим обретает вместо надрыва внутреннюю силу, уверенность в своем пути не на уровне разума или веры, а на уровне тела и ощущений. Приходит внутреннее ощущение, что с человеком все правильно внутри. И это не значит, что жизнь будет легче, это значит, что наконец-то внутри есть опора, которая не зависит ни от чего в мире, и которую невозможно отобрать.
Таких людей легко узнать в толпе и при общении. Они не тратят свою энергию на пустяки, они сосредоточены на своем выборе. И именно в этом рождается их настоящий эгоистичный альтруизм, когда люди сознательно отвечают нет возможностям, потому что берегут себя для того, что выбрали. У них нет ощущения, что где-то еще могло бы быть лучше, нет бегающих глаз и нервных жестов, нет скрытой агрессии и ощущения обиженности, нет внутреннего чувства морального превосходства и желания продемонстрировать свои достоинства. И они горят своими идеями, которые больше, чем они сами.
Мы всегда подсознательно тянемся к таким людям. И это неудивительно. Именно это и есть основа естественного лидерства, лидерства служения, как о нем пишут в некоторых книгах. Мы всегда знаем, кого мы глубоко уважаем, а кому мы просто завидуем. И это разные чувства. Уважение можно только заслужить, и это лучшая мера. Оно неподвластно деньгам, успеху, оно дает право, чтобы делать ошибки, падать и вставать, но быть собой и стараться добиться того, во что человек верит. Это мы и уважаем.
И, пускай, сегодня немало тех, кто тратит свою жизнь, чтобы максимально достоверно играть этот образ. Хорошая новость в том, что сыграть не себя можно на 2 часа в пьесе, но время все ставит на свои места, а те, кто играет достаточно долго, становится героем своей пьесы по-настоящему, что тоже совсем неплохо. Но, так или иначе, я буду надеяться, что больше будет людей, которые пройдут всю свою дорогу и достигнут желаемого уровня, оставаясь собой, а не выполняя социальный заказ на растиражированный образ успешности.
1 комментарий