Социоаналитическая теория. Основные идеи и понятия.

Социоаналитическая теория формировалась последние сорок лет благодаря исследованиям и работам Роберта Хогана и его соратников.

Отправные теоретические предпосылки, которые были использованы для ее синтеза, могут быть найдены в работах выдающихся ученых: Чарльза Дарвина, Зигмунда Фрейда и Джорджа Герберта Мида.

Основные пересечения в их точках зрения сводятся к тому, что люди появились и развиваются как социальные животные, поэтому связь человека с другими людьми и группой в целом является центральной для изучения человеческой природы. Но, несмотря на принадлежность к одним и тем же группам и единые условия среды, все люди разные, то есть помимо групповых условий жизни человек формируется как индивидуальная личность за счет иных особенностей, которые выходят за рамки чисто биологических характеристик.

Социоаналитическая теория видит своей задачей предсказать и объяснить индивидуальные различия в способностях людей:

  • Достигать приятия и социальной поддержки
  • Достигать власти и контроля над ресурсами
  • Находить цель и смысл своего существования

Основными допущениями для этих целей стали результаты исследований антропологов, социологов, историков. Вне зависимости от типа группы, эгалитарности или авторитарности ее устройства, всегда и везде в группах людей и животных есть иерархия. Поэтому вопрос статуса – это вопрос обеспечения себя и потомства лучшими возможностями, а значит, он принципиально важен. Шансы на выживание одиночки значительно ниже, чем шансы выживания члена группы, поэтому связь с группой и ее поддержка чрезвычайно важны. Абсолютно в каждом человеческом обществе появляются культура и религия, которые утверждаются через правила, традиции, ритуалы, а также выбранный способ объяснения различных событий в мире и его истории. Все это повышает предсказуемость среды для человека, а также определяет, как люди будут себя вести в пределах конкретной группы.

Теория мотивации

Изучение этих предпосылок в конечном итоге привело к пониманию, что они отражают базовые мотивы человека, которые формировались на протяжении развития человечества. Сегодня они, в большей степени на бессознательном уровне, укоренены в каждом из нас. Поэтому в основе социоаналитической теории лежит теория мотивации, которая утверждает, что так или иначе все стремления и мотивы человека можно объяснить в терминах трех основных потребностей.

Getting along – быть принятыми и получать поддержку группы. Люди готовы очень на многое, чтобы группа их не отвергла, вплоть до убийства.

Getting ahead – быть первым и обладать возможностью направлять группу. История подтверждает это раз за разом. Многие люди стремятся стать во главе, получить лучшие условия для себя, где бы они не жили и чем бы не занимались. Это не зависит от стран и культуры, и это повышает шансы выживания.

Get the meaning – неизвестность вызывает у нас страх, тревогу. Мы различаемся по способностям справляться с неизвестностью, но так или иначе мы стремимся к определенности условий нашей жизни, и испытываем сильный стресс при потере контроля над своей жизнью вплоть до депрессии и самоубийства.

У этих положений есть два ключевых следствия, которые подтверждены многими исследованиями как социальных психологов, так и биологов.

Во-первых, социальное взаимодействие людей неизбежно. И в нем заложен неизбежный конфликт, связанный с конкурирующими потребностями, быть вместе и быть главным. Когда другой более сильный отбирает у нас то, что нам нужно, мы реагируем отрицательно. Когда человек хочет построить с нами отношения, он обычно делится своим временем, информацией, разделяет с нами пищу. Таким образом, удовлетворение одной потребности (getting ahead) до определенной степени мешает удовлетворению другой (getting along).

Во-вторых, между порядком и хаосом в нашей жизни тоже есть противоречие. Мы хотим сами определять свою жизнь и быть свободными, при этом мы хотим, чтобы условия были определенными, так как на перемены мы реагируем стрессом и падением продуктивности. Но в мире мы не одни, условия среды постоянно меняются. И мы не можем предсказать как точно поведут себя другие люди, ведь они хотят того же и действуют соответствующим образом. Поэтому наша потребность в предсказуемости всегда находится под угрозой. Помимо этого, мы постоянно пытаемся найти окончательный ответ на вопрос, зачем мы живем, а его у нас нет.

Identity and reputation

В соответствии со взглядами Герберта Мида социоаналитическая теория утверждает, что мы формируем первые представления о себе на основе обратной связи от тех, кто нас окружает. И это приводит к интересному факту в попытке ответить на вопросы, кто мы такие. Возникает две перспективы, два взгляда: с позиции самого человека (actor perspective), и с позиции окружения (observer perspective).

То, что человек видит, когда смотрит на себя сам, было названо Identity. Identity — наш внутренний идеализированный образ себя, которые учитывает все наши субъективные намерения, мысли о собственном потенциале и возможностях. В вопросах формирования Identity авторы теории следуют за взглядами Фрейда и Эриксона, говоривших об этапности развития человека по мере взросления. Формирование Identity – это формирование базовой (generic) роли, которую мы используем в разных меняющихся условиях. Оне необходима, чтобы взаимодействовать с другими людьми во взрослой жизни.

Взгляд с позиции окружения, других людей, отражает нашу reputation (репутацию). Репутация формируется на основе нашего прошлого поведения и того, как мы презентовали себя окружающим. То есть некое разделяемое на данный момент убеждение о том, кто мы такие.

Именно на этом этапе возникает ключевое отличие прикладных методов исследования различий между людьми. Сегодня есть три основных направления в психологии личности. Психоанализ и Теория черт полагаются на интроспекцию, то есть на изучение человеком себя и предложение окружению результатов этого изучения. Социоаналитическая теория усматривает в этом ошибку, аппелируя к фактической разнице людей в способностях к интроспекции, а также к универсальной склонности человека к самообману, который до определенной степени отражен в понятии identity. Ведь мы создаем идеализированный образ себя, а потом в него верим, хотя наши фактические действия это не подтверждают.

Социоаналитическая теория стремится рассматривать человека с позиции его репутации, объективируя таким образом процесс изучения человека.

На сегодняшний день в психометрике существует единственный подход в мире, созданный Робертом Хоганом, который учитывает эти аргументы.

Социальный навык

Во многом способность человека удовлетворить базовые потребности (getting along, getting ahead, get the meaning) связана с тем, насколько успешно он может превращать созданный им образ себя (identity) в репутацию. По сути, речь идет о способности связывать то, что мы сами знаем о себе, с тем, что другие люди знают о нас. Чем меньше эта разница, тем большего мы добьемся, так как отталкиваемся от более верных данных о самих себе при принятии решений. Поэтому социальные навыки, которые напрямую на это влияют, так важны с точки зрения предсказания успешности человека в любой группе и в любой роли.

Все наше взаимодействие с другими проходит по одному и тому же сценарию. Мы пытаемся убедить других людей в том, что наш идеализированный образ себя – это и есть правда. Кому-то это удается лучше, кому-то это удается хуже. При этом в процессе общения это пытаются делать обе стороны. Поэтому тот, кто способен поддержать попытки другого представить себя (self-presentation) в желаемом свете, может рассчитывать на признательность и отношения. Любое общение может быть представлено как постоянный обмен любовью и статусом, по результатам которого можно «подбить баланс», кто получил больше статуса, и что стало с взаимной любовью.

Бессознательное.

Фрейд утверждал, а современные исследования в области когнитивной психологии подтвердили, что наше поведение в значительной степени подвержено факторам, которые находятся в бессознательном.

Для этого есть четыре причины:

  • Все наши желания так или иначе являются выражением трех базовых потребностей. Однако мы редко отдаем себе отчет, когда нуждаемся в чем-то или чего-то хотим. Мы привыкли думать, что наши потребности являются исключительным продуктом наших сознательных устремлений.
  • Природный эгоцентризм. Мы склонны игнорировать мнения других людей, превознося собственное. Это подтверждается многочисленными исследованиями на сравнение самооценки с оценками со стороны. По результатам получается, что всегда мы склонны оценивать себя лучше, чем нас оценивают другие, при этом мы не пытаемся сознательно оценить себя лучше, это в большинстве своем неосознаваемый процесс.
  • Культурное поле. Мы все рождаемся и растем в теле какой-то культуры и склонны принимать ее ценности, правила, постулаты и обычаи как что-то правильное, не предъявляя особых вопросов. Хотя неизбежно поступаем так в отношении других культур.
  • Наш мозг устроен таким образом, чтобы переводить все рутинные операции в автоматический режим. Даже сложные навыки, вроде вождения машины. Поэтому мы не осознаем многие вещи, которые становятся для нас привычными.

Применение.

Одной из основных претензий со стороны авторов теории является утверждение, что оценка человека на основе репутации обладает большей предсказательной силой, чем оценка, построенная на интроспекции человека в силу уже описанных выше причин.

Авторы говорят о том, что Джон Холланд, выделивший широко известные шесть vocational types (типов деятельности) в рамках RIASEC модели, выделил шесть ключевых базовых ролей для человека в группе.

Чтобы оценить совместимость с этими базовыми ролями, от выполнения которых зависит наш успех, используются traits (черты). Если в trait theory (теории черт) они используются в качестве объяснительной причины того или иного поведения («человек добрый, потому что у него есть черта – доброта»), то в рамках социоаналитической теории черты используются как мера измерения репутации. Наиболее известной и уважаемой сегодня таксономией для оценки репутационных черт является пятифакторная модель личности (Five-Factor Model = FFM)

На основании этой модели формируются различные инструменты, которые используются для сравнительной оценки людей, определения отличий и предсказания результативности их деятельности. Еще в 1980-м Роберт Хоган и Джойс Хоган разработали первую версию Hogan Personality Inventory (HPI). Этот тест призван производить сравнительную оценку репутации на базе пятифакторной модели личности, которая была модифицирована, чтобы лучше подходить под задачи vocational psychology и применяться в трудовой деятельности. Сегодня это проверенный инструмент, позволяющий использовать статистическую базу накопленных результатов для уточнения результатов.

Bright side and Dark side.

Понимание того, что человек не может полностью осознать, кто он такой, в силу ряда причин, а также ограниченность взгляда со стороны для понимания причин, намерений и оснований действий человека, поставили новый вопрос. Чем мы руководствуемся, когда ведем себя не в соответствии со своей репутацией. Так появилось разделение на bright side & dark side.

Bright side отражает то, каким мы предстаем перед другими людьми в обычных обстоятельствах. Это результат наших попыток убедить наблюдателя. Заставить поверить в тот идеализированный образ себя (Identity), который мы создали и предлагаем на всеобщее обозрение.

Dark side отражает ту область, которую мы предпочитаем другим не показывать, но во многом она скрыта и от нас самих. Было выявлено, что в ситуациях стресса и отсутствия самоконтроля человек отходит от того образа или базовой роли (Identity), которую он обычно использует. При этом проявляя совершенно другие паттерны поведения. Поскольку они проявляются как раз в отсутствии сознательного самоконтроля и управления собой, то для человека крайне сложно осознать это поведение. Очень часто dark side связывают с негативными чертами, но на самом деле это адаптационные механизмы человека, которые были усвоены им в процессе роста, которые отрабатывались, когда человек сталкивался с трудностями и изменениями. Поэтому они сугубо индивидуальны. И все чаще сегодня идет разговор, что именно в отсутствии самоконтроля мы можем говорить о том, что видим человека настоящим.

Резюме.

Безусловно, человек всегда будет оставаться чем-то более сложным, чем любая теория, а значит, ни одна теория не является окончательной.

Однако социоаналитическая теория дает новый взгляд, объединяя и приводя к согласию результаты исследований и знания из биологии, антропологии, социологии, психологии и смежных дисциплин. Ее положения подкреплены огромным количеством практических исследований различных авторов, представляющих различные дисциплины, взгляды и школы, а инструменты позволяют эффективно предсказывать поведение людей на рабочем месте.

Поэтому знакомство с этой теорией, ее осмысление и развитие может помочь всем нам лучше понимать самих себя, достигать личного успеха и строить полноценные отношения с другими людьми, и в этом ее основная ценность.

Использованные источники:

Hogan R., Smither R. (2008). Personality. Theories and Applications. 2nd Edition. Hogan Press.

Blickle G., Hogan R. (2018) ‘Socioanalytic Theory: Basic Concepts, Supporting Evidence and Practical Implications’, The SAGE Handbook of Personality and Individual Differencies.

anthonykorolev

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.