Как стать «крутым боссом»

 

Восемь лет назад, приняв очередную должность и прикинув свои будущие цели, я озадачился вопросом, который я поставил так: «что значит быть крутым боссом?». Они вообще кто.

К этому моменту я уже в достатке нагулялся по книжным магазинам и насмотрелся на корешки умных книг, поэтому с известной долей искушенной наивности вопрошал протокольными фразами: «иметь или быть», «тварь я дрожащая или право имею», «кто первый встал того и тапки», «быть или казаться» и все в таком духе. В общем угодил в то массовое болото туманной амбициозности, когда кто, что и зачем неясно, но то, что надо лучше чем, так это определенно.

Я начал смотреть по сторонам, сопоставляя теоретические постулаты с окружающей действительностью. Дабы не провоцировать на ассиметричный ответ уважаемых натурщиков, которые попали в то время в поле моего зрения, я умолчу о результатах своих наблюдений и перейду сразу к некоторым выводам, так как именно они определили ход моей дальнейшей мысли.

Эти выводы можно суммировать в одном простом слове – репутация.

Переходя на чуть более серьезный тон, замечу, что мы подсознательно воспринимаем заботу о репутации скорее, как нечто позитивное и вызывающее доверие. Однако в мире «крутых боссов» «бить своих, чтобы чужие боялись», — это распространенная практика, а одушевленные средства достижения целей ничем не уступают предметам. Поэтому, говоря дальше о деловой репутации, я имею в виду образ человека и мнение о нем, которые способствуют достижению поставленных целей, а не отвечают нормам этики или морали.

Так вот мой изначальной вопрос видоизменился. Теперь я пытался понять, какой репутацией должны обладать крутые боссы. Достаточно быстро выяснилось, что репутация – это скорее след, который остается после человека. Она в значительной степени формирует ожидания в отношении человека, а потому очень сильно влияет на его будущее. Однако, когда мы наблюдаем «крутого босса», то есть объективные отличия здесь и сейчас. И тут мне помогли корешки книг. Я нашел термин «Executive presence», который сразу мысленно связал с наличием у человека внутреннего стержня, хребта, своего мнения, а также с популярными веяниями в духе «будь собой». И тогда мой вопрос трансформировался в более зрелый и более прозаичный, а «какие вообще черты объединяют крутых боссов?».  «Как они себя ведут?»

Первая из очевидных черт, которые объединяют успешных людей в принципе, — это навыки коммуникации и нетворкинг. По статистике успешный человек в среднем поддерживает в 4 раза больше связей, чем статистически средний представитель социума. И большинство «лидеров» и почти «крутых боссов» вообще-то на этом и останавливаются. Они ведут себя в общении предсказуемо и респектабельно, а также умно и уверенно дискутируют на заданные темы. Более грамотные адаптируют даже манеру поведения, словарь, жесты, модуляцию речи и акцент, чтобы мимикрировать под того представителя, который пользуется всеобщим почетом. Хотя иногда и просто для того, чтобы скрыть глубоко сидящую и неистребимую неуверенность от понимания, что они пытаются играть, и их самозванство вот-вот раскроют. Со стороны зрелище жалкое для адептов слова «быть», а не «казаться». Однако стратегия весьма и весьма эффективная, поэтому так много «балаболов». Они искренне думают, что на этом все, и они освоили предмет, и часто формально оказываются правы, так как для карьеры этого хватает.

Вторая составляющая – это образ. Имиджмейкеры говорят, что надо выглядеть чуть лучше своей аудитории, стилисты ратуют за соответствие образа контексту. Обыватели считают, что выглядеть надо просто достойно или круто. «Одевайся так, как будто у тебя уже есть та работа, на которую ты хочешь попасть». Поэтому обувь подороже, аккуратные прическу и маникюр, безупречно сочетающийся набор одежды, приклеенную улыбку, правильную царственную осанку, неторопливую речь на низких частотах. И получается, этакий пэр, который благодаря воле случая почтил своим визитом ваше картонное захолустье. Работает прекрасно, особенно на людях, которые не привыкли сами пускать пыль в глаза, а потому не натренировались еще встречать таких гастролеров. Таких товарищей тоже до фига. Особенно они убедительны, когда не только выглядят здорово, но еще и рот открывают вовремя и по делу. Тут пробирает почти всех, по крайней мере на этапе первых двух конвертов 😊И, надо сказать, что это вызывает определенное уважение, так как создать и отработать собственный образ – это непростой и небыстрый путь трансформации себя. Одна беда – это не имеет отношения к эффективности труда.

Третья составляющая – это аутентичность. Это когда товарищ не только модный, но и со зрелой личностью, имеющей свои узнаваемые интересы. Тут, конечно, тема сложная и неоднозначная, но к счастью, есть две популярные крайности, которые позволяют быть замеченными на общем сером фоне.  К услугам тех, кто выбирает пути попроще, есть масса готовых шаблонов. Самый простой и популярный – это хобби. Здесь пространства для того, чтобы изобразить человека, которым не являешься, огромное множество, особенно для мужчин. Хочешь сойтись со сложным человеком – убедительно изображай, что ты тоже мечтал пить до утра в фургончике посреди леса, опираясь на не расчехлённый спиннинг или сиди на матче его любимой команды, предварительно заучив номера и фамилии и заводя разговоры по темам прочитанного вчера «Спорт-экспресса». Хочешь добавить брутальности, садись на байк и изобрази причастность движению. Хочешь излучать энергию и силу – запишись на бокс, ну или что попроще, но так чтобы в трико и регулярно делай селфи. Хочешь транслировать влиятельность, бери всех под белы рученьки и тащи по злачным местам, где все уж точно разберут, кто тут хозяин на балу. Любители противоположной крайности выбирают забавы поинтеллектуальнее и поизощреннее. А потому шаблоны презирают и усиленно выражать верность идее, ибо главное содержание, а не форма. Как говорится, добро пожаловать в мир брендинга. Кто-то спасает бездомных котят с утра до вечера или посещает статусные конференции так, что об этом знают буквально все. Кто-то обладает глубочайшей экспертизой, которая неизвестно из-под какого куста взялась, и успешно вещает с трибун. Кто-то бомбит бесконечными опросами свои 4999 друзей в фейсбуке, дабы показать изощренность хозяйки салона 19го века, ну или, наконец, пишет сомнительные статьи, дабы заявить о незаурядном уме и наблюдательности. Те, кто выбирает шаблоны, добивают их само украшательством. От узнаваемых аксессуаров до нательных татуировок. Те, кто против шаблонов, соответственно, делают наоборот. Они считают, что если из-под манжеты или воротника будет виднеться татуировка, то это прямо-таки беда. Если резюмировать, то важен не конкретный выбор, а результирующий эффект. Правда в том, что человек, который выбирает быть незаметным, будет незамеченным, в том числе в конкурсе на позицию будущего «крутого босса».

Казалось бы, мы разобрали то, как человек говорит, как выглядит, а также как себя позиционирует. Чего же тут еще не хватает.

А не хватает того, как человек действует. А именно от действий, как мы знаем, зависит результат.

В английском это называют словом gravitas.

Я встретил это слово несколько лет назад и зацепился за него. Возможно потому, что долгое время сравнивал людей либо с планетами, либо со спутниками. В моем мифологическом сознании я делил людей на тех, кто имеет центр внутри, а значит, обладает силой притяжения, и на тех, кто сам вертится вокруг чужого центра притяжения, являясь просто спутником. А слово в моей голове связалось со словом гравитация.

И, как ни странно, слово gravitas оказалось ближе всего к слову репутация, в том смысле, в котором мы понимаем его на бытовом уровне. То, что очень сложно создать, чего сложно добиться, и что так просто разрушить.

Кто захочет, тот может заглянуть в словарь.

Разница между понятиями состоит в том, что нашей репутацией владеют другие люди.

Наша репутация – это усредненное разделяемое другими мнение о нас, и о том, что мы можем. Gravitas – это то, что мы имеем внутри, что мы построили на основе тех вещей, которые нам даны от природы и делают нас отличными от всех. И это то, что нельзя подделать.

Многое можно скопировать, практически все. А вот gravitas можно только создать.

Поэтому ключевое отличие «крутого» босса, к которому я пришел, состоит в том, что его манера подачи себя, его образ, и его миссия или идея построены вокруг того, каким он создал себя сам. То есть он не прячет себя, не стесняется себя, и не лезет за словом в карман.

А радует здесь меня то, что ни деньги, ни связи тут ничем не помогают, король и в рубище останется королем. То есть это хотя бы относительно честное соревнование.

И самое главное, что всегда случается та … нехорошая ситуация, которая помогает людям занять те психологические клетки, которые они в действительности тянут!

Поэтому, чтоб стать «крутым боссом», надо серьезно постараться, а не просто быть назначенным!

 

anthonykorolev

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.