Как хорошо известно, мнение, как и «пятая точка», есть у каждого. К сожалению ли или наоборот, к счастью, аналогия на этом не заканчивается.
Ценность высказывания нашего мнения во многом похожа на демонстрацию «пятой точки» на публике. Реакцию однозначно получишь, а вот ценность будет неоднозначная.
Статья эта, также являющаяся лишь мнением, обладает теми же самыми недостатками 😊
Прямо, как и полезный жизненный совет: «Никого не слушай!».
Однако иногда приходится демонстрировать в самонадеянной надежде.
Статья, впрочем, о том, почему это будет бесполезно 😊
Проблема высказывания собственного мнения в основном продиктована не тем, что сказано, а тем, как воспринято. Происходит это потому, что мнение практически всегда является оценочным суждением. А слушатель неизбежно либо имеет собственное мнение по вопросу, либо является объектом вашего мнения, прямо или косвенно.
А оценка нас приводит к тому, что мы защищаем себя или собственную позицию. Другими словами, высказывание мнения практически всегда заканчивается тем, что осознаются две различные позиции, давая пищу конфликту.
Вариант общей позиции мы не рассматриваем, потому что в этом случае обычно разговора не будет, а я про эффективную коммуникацию.
А теперь представьте, что
А) вы не правы в своем мнении
Б) вы правы в своем мнении
В первом случае, лучше было однозначно молчать.
Во втором случае, вы даете понять, что молчать надо было другой стороне. К консенсусу это приводит редко. Ведь это требует уступки со стороны другой стороны в одностороннем порядке. А этого никто не любит, ведь уязвленное самолюбие вредит самооценке.
Поэтому при установлении взаимоотношений практически любых, да и при переговорах, важны две вещи.
- Не надо торопиться обозначать свою позицию
- Надо понять детально позицию другого человека
Чтобы это сделать, надо запомнить, что есть три возможных варианта действий:
- Молчать и слушать
- Хвалить и поддакивать
- Задавать вопросы
Очевидно, что направлять дискуссию, брать ее в свои руки, демонстрировать лидерство и потенциал, внушать уважение и трепет можно только третьим пунктом.
Нет, конечно, есть те, кто умеет ТАК выразительно молчать, что не знаешь, куда деваться 😊 А уж похвалят так, что как будто вываляли в чем-то! Но мы сейчас про базовые варианты, а не про личные формы искусства 😊
И нет, критика в этот список не входит! Хотя в этом порой себе просто невозможно отказать. Мы ведь склонны считать, что наше критическое мнение есть проявление нашей способности критически мыслить. И даже если это и будет так, и мы даже будем правы, то рекомендуется перечитать то, что было выше 😊
Поэтому, если вы хотите добиваться эффекта в коммуникации, то надо задавать вопросы. Чем больше, тем лучше. Люди почему-то в общей массе автоматом связывают уровень личной власти и лидерства со способностью держать внимание на себе и занимать эфир.
Это в общем одна из причин успеха нарциссов, но и беда, так как они часто делают неправильные выводы из того, что они центр внимания.
Конечно, не надо занимать эфир полностью, потому что выполнить задачу понимания позиций других сторон не получится, но просто сидеть и слушать не стоит. Тот, кто позволяет себе прервать своим вопросом другого, в глазах третьего кажется более значимым конкретно здесь и сейчас.
Что касается самих вопросов.
Краткий вопрос лучше длинного, ведь мы больше узнаем, пока говорят другие.
Открытый вопрос лучше закрытого, так как мы не задаем рамки, не выдаем свое мнение и поощряем другого человека говорить.
Конкретный вопрос всегда лучше абстрактного. Ведь не понят – значит не принят.
Поэтому, дабы не рисковать превращением в ту самую «пятую точку» целиком и полностью, рекомендуется меньше думать о собственном мнении, и больше задавать вопросов.
По существу.