Это тема, которая меня интересует почти профессионально. В рамках своих интересов я стремлюсь к созданию методики повышения личной эффективности в обучении.
Пока я намечаю ключевые моменты и приглашаю Вас к дискуссии, оппонированию, дополнениям, так как это не только поможет разработать идею, но и расширить набор практических методов, который могут пригодиться многим кто стремиться добиваться большего в перспективе. А со своей стороны я буду добавлять список важных моментов, инструментов и методов по мере продвижения работы.
Для начала поясню, что скрывается за заголовком.
Когда мы говорим о полученном опыте, мы, прежде всего, имеем в виду произошедшие с нами события. Однако получение новых впечатлений и переживания событий не гарантируют накопление опыта. Конечно, почти всегда это происходит, но обычно это неуправляемый процесс, который отдается на откуп естественно сформированным шаблонам восприятия и реагирования.
Теперь поясню, почему это важно.
В сутках 24 часа, нам необходим отдых, нам необходимо поддерживать фокус на определенных объектах, словом в среднем наши возможности восприятия в единицу времени ограничены. То есть естественный экстенсивный способ развития, заключенный в увеличении объема активности и как следствие объема переживаемого, имеет свой предел.
С другой стороны, в человеческом сообществе, которое напоминает у нас пирамиду, в какой-то момент все мы оказываемся в окружении людей, которые не являются дураками и пашут на максимуме. И хотят идти дальше.
Учитывая естественную конкуренцию в жизни, встает вопрос что же делать дальше, если мы в силу конкуренции все равно не достигли успеха, хотя так старались.
Тут на первый план и выходит этот аспект.
Теперь о чем идет речь.
Есть чудесное слово — апперцепция. Его описывают как свойство психики человека обуславливать новый опыт старым. Если упрощать, то, то что у нас уже внутри во многом определяет, насколько мы способны воспринять новое.
Тут уместно вспомнить восточную притчу о полной чашке, которая символизирует человеческую душу, забитую знаниями, мнениями, убеждения, правилами. Мудрец в ней говорит, что для того, чтобы чашу заполнить чем-то другим, ее надо сначала опорожнить.
Я не буду говорить о том, что надо что-то забыть. Я буду говорить о том, что мы способны управлять тем, что у нас внутри, чтобы наша способность к обучению цвела и пахла, а не угасала с годами, как это случается с большинством из нас.
Я оставлю в стороне физиологический аспект, так как он является значимым, но не определяющим фактором на первых 50-60 годах жизни точно. Но так или иначе сейчас речь идет о подходе, а не о степени его применительности с разных точек зрения.
Отправные точки.
1) Наше восприятие инертно. То есть изменения в нас скорее накапливаются, а потом нисходят как лавина, чем мы меняемся как по щелчку выключателя.
2) Когда мы узнаем новое, мы дополняем нашу картину мира, таким образом, все больше наполняя чашку. Это выражается в нашей способности объяснить новые явления через то, что мы усвоили раньше. Можно предположить, что в какой-то момент мы сможем объяснять так все новое.
3) Наш энергетический потенциал и тяга к изучению нового в естественном состоянии угасает с годами, если мы не занимаемся сознательной тренировкой этого потенциала. Это напоминает работу с мышцами. Если мы их не тренируем, то они атрофируются.
4) При получении нового опыта нам свойственно классифицировать получаемую информацию, чтобы соединить ее с тем, что мы знаем. То есть мы так или иначе оцениваем получаемое для того, чтобы его понять и принять
5) Естественным образом нас интересует только то, что имеет к нам отношение. Все остальное мы просто не замечаем. То есть наше восприятие обладает своего рода рамкой, как окно на улицу. Поэтому мы заметим только то, что можно через него увидеть
В целом важно понимать, что все наши естественные особенности с течением времени становятся ограничениями. У этого есть рациональное объяснение, связанное с тем, что когда человек знает все, что ему необходимо для жизни, сужение спектра восприятия и использование шаблонов увеличивает скорость реакции и уменьшает затраты ресурсов. То есть растет эффективность.
Проблема в том, что наш мир стал меняться так быстро, что эта эволюционная стратегия теперь скорее вредит нам, чем помогает. Поэтому с каждым поколением мы становимся все более неспособны справится с нашими проблемами. Если смотреть со стороны, то можно упрощенно сказать, что по отношению к нашему миру мы все глупеем.
Мои направления тренировки (к размышлению):
1) Выбирать новые области, в которых понимаешь как можно меньше. Здесь есть масса моментов, но если пытаться донести просто, то когда мы подходим к чему-то, в чем у нас нет никаких наработок, мы подходим также, как делал бы ребенок, то есть мы возрождаем привычки восприятия свойственные раннему периоду.
2) Искать связи. Суть в поиске связей состоит в упрощении того нагромождения правил, которые мы создаем классифицируя раз за разом новый опыт. Если мы видим новые связи, то наше восприятие становится более гибким и приспособленным к изменениям.
3) Учиться не оценивать и жить в текущем моменте. Если задуматься, то нахождение в настоящем моменте — это попытка отключить накопленный опыт от текущего момента, не дать ему исказить восприятие. Ярче краски, свежее взгляд, неожиданней ассоциации. Это перезагрузка, попытка пройти по старым тропинкам, но в этот раз заметить другое. Это меняет нас изнутри.
4) Медитация. Внутренний покой делает нас более восприимчивыми к происходящему. Мы повышаем чувствительность наших органов чувств и через это мы снижаем порог, на котором начинаем реагировать. То есть мы расширяем наш диапазон и идем против течения естественного процесса.
5) Сознательное осмысление опыта через письмо, размышление и общение. Это напоминает пункт 2, но есть разница. Здесь речь идет о том, что мы не просто разбираем свой опыт на куски и снова складываем по-другому. Здесь мы выходим за рамки себя и своего опыта и вовлекаем окружающий мир в этот процесс. Смотрим под разными углами, проводим аналогии с другими областями знаний.
6) Тренировка интеллекта. Для компьютерщиков это можно объяснить как «расширение оперативки». Для тех, кто не понимает значения этой фразы, менее удачное объяснение. Когда мы стремимся что-нибудь понять, мы как бы оперируем определенным количеством элементов, в попытке сложить их в фигуру, которая имеет для нас смысл. Тренировка нашего ума позволяет удерживать большее количество элементов и складывать их в больший набор комбинаций в режиме реального времени.
to be continued