Питер Шихан CEO Changelabs:
«Стыд — секретный убийца инноваций. Вы не можете его измерить, но он существует… Наш глубокий страх ошибиться, быть пристыженным и осмеянным — это то, что мешает нам рисковать, а это необходимо для продвижения наших компаний.
Если вы хотите развить культуру креативности и инноваций, где не прожить без разумных рисков, то следует начать с развития открытости к уязвимости в командах менеджеров. И это, как ни парадоксально, требует в первую очередь, чтобы они сами были уязвимыми. Старый принцип относительно того, что лидер должен быть ответственным за все уже неактуален и разрушителен. Он воздействует на окружающих таким образом, что они начинают меньше думать и, следовательно, считают себя менее значимыми. В результате мы получаем рецепт отказа от риска. Стыд становится страхом. Страх приводит к отказу от риска. Отказ от риска убивает инновации»
Хочется от себя добавить, что часто процедуры круговой оценки, сессии обратной связи, программы развития, если проводятся с акцентом на оценку, а таких большинство, приводят к тому же эффекту. Никто не хочется казаться неудачником, даже если им не является. А это меняет поведение.
Я все больше склоняюсь к мысли, что инновационность как и инициативность — это культурный момент.
Мы работаем в условиях высокой степени неопределенности, когда непредсказуемость условий неизбежно приводит к большому количеству ошибок. С точки зрения успеха в бизнесе это требует возможности ошибаться без последствий и снова, и снова пробовать решить ту или иную задачу. А для этого ошибка не должна считаться неудачей, что требует достаточно серьезной перестройки всей системы управления.
Сегодня мы декларируем командную работу, но имеем индивидуальную оценку с акцентом на цели и результаты. В условиях неизбежности ошибок лучшей индивидуальной стратегией успеха является выжидание, пока первые разы в «команде» ошибутся другие, что увеличивает шансы остальных, которые потом будут считаться героями, которые лично спасли положение. Хотя самая сложная работа и опыт досталась тем, кто сделал первый шаг.
В организационном смысле это приводит к поведению, когда все много говорят и обсуждают, но практически ждут, пока действовать начнут другие. Для проактивных областей вроде маркетинга или продаж — это убийственно.
Стоит задуматься, так как косметическими улучшениями тут не обойтись, а серьезные изменения будут малоинтересны руководству сложившейся организаций.