Безусловно, не мог не кинуться выяснять, что скрывается за данным названием, поэтому как только книга вышла на Амазон, я сразу ее приобрел. Однако, только закончив ЕМБА, перегруженный и слегка истощенный, я был не способен ее читать. Прошло почти полтора года до того, как я открыл ее.
Данная книга, на мой взгляд, является прежде всего размышлением автора над темой управления бизнеса. Для меня автор выступает скорее мыслителем, который делится своим личным взглядом, видением, глубиной своего понимания, поощряя задумываться и еще глубже погружаться в детали в тех темах и срезах, где автор предлагает экспертное мнение. Поэтому для меня данная книга является скорее диалогом о смыслах.
Книга написана в 2018-2019 годах, пронизана оптимизмом и говорит скорее как нужно, нежели выступает практическим руководством, которое убережет от ошибок на пути.
Она берет свое начало в глубокой убежденности в важности не конкуренции и борьбы, а внимания, понимания и заботы о клиентах. Взаимоотношения с клиентами представлены как приятельство и дружба, предлагающим лучший путь построения долгосрочного, прочного и прибыльного партнерства. Бизнес как совокупность таких отношений. А лидерство в этой сфере предстает как предвосхищение вопросов, которые еще не были сформулированы. Мне сложно оценить здесь восприятие такого подхода в разных регионах мира, но, безусловно, анализируя бизнес в регионах СНГ и Восточной Европы, я могу подтвердить важность поддержания позитивных и прочных взаимоотношений как основу взаимовыгодности.
Мне очень понравилось то, что д-р Коновалов не пытается упростить, выхолостить проблему управления бизнеса до набора рецептов, которые стопроцентно работают и спасут вас здесь и сейчас. А скорее увлечь той сложностью и тем миром, что открывается, если копнуть глубже. Конечно, книга посвящена в большей степени вопросам видения и культуры, а также их связи с лидерством. Тем не менее, автор представляет организацию как многомерную структуру, которой нужно быть достаточно «осознанной», чтобы, во-первых, понять свои естественные предрасположенности, во-вторых, выбрать адекватное этим возможностям и целям направление движения. Прослеживается некоторая аналогия с подходом, который говорит о том, что организация является прежде всего организмом, единым целым, а значит, можно говорить о том, что для выживания и развития необходимо соблюдать некоторый набор условий и придерживаться соответствующих правил.
Было интересно изучить представленную автором типологию организаций и подход к управлению ее ресурсами. Вообще эффективность управления наличными ресурсами представлена просто и наглядно. При этом внимание уделяется как организационным знаниям, так и аспектам культуры, что достаточно редко, на мой взгляд, на фоне мейнстрима, который разбирает по кирпичикам стратегическое управление как некую функцию в попытке предложить механистическое решение или алгоритм для принятия решений. Поэтому становится понятно, что в споре между культурой и стратегией автор на стороне Друкера, который это спор когда-то и затеял.
Также прослеживается мысль о необходимом балансе между адаптацией к внешним условиям и инновацией как средством их изменения. И эта мысль опять же сближает автора с взглядами Питера Друкера.
Но главным темой книги, безусловно, является культура и те возможности, которые она представляет для операционного управления бизнесом и реализации лидерства. Если говорить немного отвлеченно, то речь идет о том, что ее непременными элементами должны быть:
— восприимчивость, чтобы обгонять рынок и конкурентов,
— забота, чтобы формировать сильные и продуктивные связи внутри и снаружи организации,
— и ценности, которые выступают тем самым ориентиром, который не дает потеряться на пути в рамках выбранного компанией направления.
Культура представлена как система компетенций, которая организация должна осознанно выбирать и целенаправленно реализовывать. В то же время лидерство предстает как обязанность, которая позволяет эффективно связывать все воедино.
Книга, на мой взгляд, не претендует на исчерпывающий взгляд по теме, а представляет ту систему координат, которая близка автору и на примере исследованных им компаний, подтверждает свою эффективность. И должен признать, что мне было интересно пытаться глубже понять те аспекты, которым в подавляющем большинстве случаев не уделяется достаточно внимания, а именно видению, культуре, коммуникации и их реальной роли в реализации каждой выбираемой организацией стратегии или преследуемой цели.
За что большое спасибо Автору!