Архетипы в нашей жизни

Меня некоторое время мучал вопрос. Сторонники психологии развития говорят, что человеческая личность складывается годам к семи и потом практически не меняется. Психологи личности говорят, что изменение себя – это болезненный процесс, и, хотя изменение возможно, это очень сложно осуществить на практике. А в большинстве своем люди в глубине так и остаются такими же, как и были.

Но как же наивное детское желание стать кем-то большим, измениться, стать лучше. Есть реальные примеры жизни героев, великих людей, которые сделали что-то исключительное. Неужели размышление об этом — удел простых романтиков, но никак не реалистов? Неужели мы действительно не меняемся?

И я нашел один из возможных ответов, который стал для меня похожим на маяк, дающий ориентир посреди неспокойного моря теории и практики нашей жизни.

И я пошел к этому маяку, так как тот свет, что он несет, действительно способен рассеять многие сомнения. А самое главное, он несет объяснение, которое действительно может помочь людям жить, радоваться жизни и справляться с трудностями. Ведь в конечном итоге это единственная причина, по которой стоит погружаться в глубины изучения человеческой души.

Этот ответ — архетипы. Я так много раз встречал это слово, но лишь спустя годы смог понять, что оно несет.

Что такое архетипы?

Если отвечать кратко, то это универсальные роли, которые нужны нам для того, чтобы справляться с тем, что предлагает нам жизнь. Нашу жизнь определяет время, которое нам отпущено. В течение этого времени мы проходим различные этапы, которые, пусть и отличаясь содержанием, имеют схожие черты, напоминая путь от рождения до смерти, который каждый из нас неизбежно повторяет.

Архетипы бессмысленно понимать вне идеи пути. И, хотя жизненный путь кажется нам линией, в нашем внутреннем мире он имеет форму спирали. Мы движемся по ней, изучая одни и те же уроки и постепенно все глубже и глубже понимая себя и мир. Это понимание меняет наш взгляд, наше отношение, наполняет нас новыми мыслями и чувствами, мы осваиваем новые навыки, обретаем новые для себя черты. И, соединяясь в нечто целое и законченное, изменения обретают узнаваемые черты архетипов.

Подобно тому как, благодаря биологическим законам, одна клетка превращается в человека, так и мы, развиваясь в течение жизни, получаем доступ к универсальным ролям, которые тысячелетиями формировались в нашей культуре.

Если задуматься, кто такой современный человек, откуда он берет набор своих особенностей и черт, как так получается, что из миллиардов возможных вариантов развития мы умудряемся стать столь похожи. И тогда становится понятно, сколько многое мы берем не из набора наших генов, а из нашего непосредственного окружения.

Архетипы – это способ передачи через нашу культуру накопленного опыта человечества. Это тот опыт, который проходит ниже порога нашего сознания, закладывая в нас фундаменты будущего набора возможностей. Именно поэтому дети и взрослые люди, выброшенные из общества, во все времена теряли так многое вплоть до своего психического здоровья и даже жизни.

Где искать архетипы?

Как идея обретает плоть? Как теоретические домыслы получают подтверждение? Они должны иметь доказательства существования в реальном мире. И архетипы их имеют. Являюсь частью нашего культурного наследия, они окружают нас. Мифология, сказки, религия, литература. Люди искусства, которым интересен человеческий мир, раз за разом воспроизводят архетипические образы. Многие идут по пути личного гения, вдохновения, которое черпают из своих мыслей, мечтаний, снов. Но раз за разом, творя, они скорее передают, выступая проводником, чем создают нечто принципиально новое. Скорее дополняют уже начатые до них работы, чем просто рисуют от руки на чистом листе бумаги. Многие люди именно так это и описывают, кто-то ждет свою музу, кто-то оказывается охвачен вдохновением и творит под его властью.

И это очень по-человечески. На глубинном и лишь интуитивно доступном уровне. Быть человеком – это создавать, но не одному, а вместе с другими людьми. Эта глубинная потребность в причастности, принадлежности, на другом конце которой находится наш вечный страх одиночества, ненужности и незначительности нашей личной жизни.

И архетипы дают понять, что этот страх преодолим, ведь, проходя каждый свою дорогу, мы идем рука об руку с другими людьми, попутно помогая создавать то, что станет нашим общим культурным наследием для будущих поколений. Лидеры будущего всегда будут стоять на плечах гигантов, созданных, пускай и на малую часть, каждым из нас. Это и есть суть идеи со-творения и того, как быть по-настоящему человеком. Это секрет естественного лидерства. Каждый из нас слышит внутренний призыв к нашему личному путешествию. Этот призыв приходит к нам в мыслях, снах, мечтах, страха, вместе с проблемами и трудностями. И тот, кто сможет обратиться к сути, объяснить, что значит этот призыв, зачем он нужен, и как за ним пойти, такой человек неизбежно будет для нас лидером, за которым мы пойдем, не считаясь с потерями.

И, пускай, это кажется излишне романтичным или оторванным от жизни, но, когда мы вспоминаем лучшее что есть, было или будет в нашей жизни, всегда мы немного снимаем слой нашего цинизма, разочарований, боли, ожиданий и позволяем себе немного подняться над тем, из чего состоит наша сегодняшняя жизнь, надеясь и веря во что-то лучшее.

Какие бывают архетипы?

Ради большей ясности изложения ответа на этот вопрос, я буду опираться на исследования Кэрол Пирсон, автора книги «Герой внутри» (The Hero Within), которая переосмыслила открытия Карла Густава Юнга и написала прекрасную работу, которую я рекомендую к изучению каждому.

Кэрол Пирсон подошла к проблеме архетипов с позиции жизненного пути, что мы проходим в жизни, сказав о том, что в нашем пути есть стадии. Эти стадии выступают как испытания, преодоление которых возможно только в том случае, если мы получим власть над тем или иным архетипом, который необходим для разрешения проблемы.

Она выделила шесть стадий и поставила им в соответствие шесть архетипов:

— Падение (Orphan)

— Поиск себя (Wanderer)

— Утверждение себя (Warrior)

— Связь с другими (Altruist)

— Невинность (Innocent)

— Связь с миром (Magician)

Путь, который надо пройти

Кэрол говорила о том, что мы рождаемся и живем в невинности, подобно Адаму и Еве до тех пор, пока мир не перестает быть для нас раем. В обычной человеческой жизни это момент разочарования, который первый раз обычно приходится на подростковый период. Именно в этот момент мы впервые осознаем призыв к тому, чтобы понять, кто мы такие, что мы чувствуем и чего хотим. И если мы не отрицаем его, то встаем на путь самопознания и развития, который и проходит через определенные стадии.

Взамен в обмен на проживание каждой стадии мы получаем дар, который нам дает сознательное внедрение в нашу жизнь соответствующего архетипа и использования его в нужные моменты.

Стадия сироты (Orphan) связана с необходимостью принятия чувства собственной слабости и бессилия перед лицом окружающих проблем. Она начинается, когда мы теряем ощущение безопасности, которое дает нам стадия невинности. И поэтому эта стадия проходит под влиянием постоянного желания вернуться к этому ощущению защищенности. И, поскольку у нас самих сил еще нет, то она пронизана потребностью и поиском в окружающем мире спасителя, который сделает нашу работу за нас, позаботится о нас.

Неважно сколь мы зрелые, сколького добились. Эти моменты бессилия будут возвращаться, так как наши силы ограничены, и немалое число из нас так и не могут до конца своих дней преодолеть этого желания возложить роль спасителя на кого-нибудь во вне, ожидая, что этот кто-то принесет в нашу жизнь защищенность, покой и счастье. Даст нам то, что мы хотим в обмен на покорность и хорошее поведение.

Но, к большому сожалению, основной мотив этой стадии – задача выживания, ведущая эмоция – страх. И жизнь под их властью не принесет нам счастья. Поэтому многие пытаются сбежать от этого чувства бессилия перед лицом трудностей. Мы легко узнаем это состояние по отрицанию и желанию ухода: в алкоголь или наркотики, в работу, в компьютерные игры, в шоппинг или в череду бессмысленных сиюминутных впечатлений. Лишь бы не думать о нашей проблеме.

Как ни казалось бы это странным, но выход из этой стадии начинается с принятия реального положения вещей. Мы должны отказаться от детского чувства собственной значительности и научиться реалистичным ожиданиям от жизни. Мы должны смириться с нашей болью, слабостью, разочарованиям, опуститься на дно и пройти его насквозь. И это непросто, потому что с принятием придет отчаяние, поэтому пройти эту стадию так непросто, ведь в момент нашей слабости нам нужен кто-то рядом, кто даст нам какую-то надежду. Защитное чувство отрицания мира дано нам не случайно, а как помощь в том, чтобы не взвалить на себя ношу большую, чем мы способны сегодня вынести. Поэтому в процессе мы понимаем свою отделенность и потребность в других людях.

Но награда за это испытание огромна. Только в самой глубине всех этих чувств мы обретаем два дара, которые останутся с нами навсегда. Искреннее желание быть свободными. А также сострадание к другим людям, которые прошли через то же самое. Мы потеряем потребность быть всегда выше и вечный страх потери постоянного контроля, обретя уважение к другим людям, их пути, их боли, их мечтам. Мы станем человечнее.

Стадия странника (Wanderer) начинается с сознательного решения о личном путешествии. С квеста, где нашей ставкой становится все, что мы есть, отданные ради понимания того, кто мы такие.

Она начинается с решения не быть тем, что хотят видеть, даже под угрозой наказания, но быть собой, несмотря на него, несмотря на давление, унижение, изоляцию. Это шаг к себе с большой буквы. И человек становится вынужден покинуть известное, которое его угнетает, и отправиться в неизвестность, где со временем он найдет самого себя.

Мы узнаем, что это стадия еще не закончена по зависимости человека от мнения окружения, или, как говорят, психологи, по внешнему локусу контроля. Когда люди еще не знают, кто они такие, что чувствуют и чего хотят, они опираются на внешние примеры, составляя себя из того, что престижно, модно, круто, из мнений и ожиданий окружающих. И внутри это всегда отзывается болью. Ведь, если мы вынуждены играть роль, чтобы получить приятие, любовь или уважение, то мы не чувствуем себя принятыми или любимыми. Ведь любят не нас, а роль, которую мы исполняем. Поэтому такие люди всегда вынуждены заботиться о том, чтобы выглядеть каким-то определенным образом. И это рождает страх разоблачения и наказания.

Стать странником – значит противопоставить этому страху собственную волю и готовность быть, а не казаться. Какую бы цену ни пришлось за это заплатить. Поэтому, войдя на эту дорогу, мы всегда будем чувствовать свою отрезанность от других людей, что мы не поняты и не приняты.

Чтобы пройти эту стадию мы должны разрешить вечный парадокс, который присутствует в жизни каждого человека. Противоречие между ожиданиями окружающих к нам и нашим желанием быть собой.  Для этого мы должны научиться слушать себя, свое тело, свой разум, свои чувства. Это требует огромной дисциплины разума и тела, ведь на протяжение длительного времени по крупицам мы собираем себя настоящего/настоящую, отсеивая тонны пустой породы, навязанной модой, ожиданиями, правилами.

Мы проходим через это не один раз, один из ключевых кризисов приходится на середину жизни, когда мы должны понять, кто мы такие вне тех ролей, которые мы играем. Этому часто способствует кризисы как, например, потеря карьеры, разрушение брака, болезнь, делающая нас временно неспособными делать то, что все от нас ждут.

Дары этой стадии тоже бесценны. Поняв, что мы способны выжить в полном одиночестве, мы обретаем чувство себя, а также приносим обет быть верными самим себе. Не вредить себе, не играть против себя, не уничтожать себя собственными руками – это дар, который не доступен слишком многим из нас. Ведь, так много жизней сломано собственными руками.

Стадия воина (Warrior) посвящена тому, как научиться действовать, исходя из своих желаний, и получать то, что становится целью. Чтобы пройти стадию воина, надо доказать свою ценность себе и этому миру. Это требует трудностей, которые должны быть преодолены, врагов, которые должны быть побеждены. Мы должны стать способны добывать себе пропитание, обеспечивать себя.

Поэтому, становясь воином, мы обретаем еще одно восприятие мира, видя его полным испытаний и врагов. Преодоление испытаний, победа над врагами требуют от нас навыка концентрированного усилия. Этот навык опирается на внутреннюю дисциплину, способность к отказу от того, что отвлекает, мешает, соблазняет нас свернуть с нашего пути. Энергию воина питают чувства гордости и чести.

Из-за этого те, кому не приходилось падать и вставать, преодолевать свои слабости и бороться с обстоятельствами, те, кто получил что-то слишком легко, глубоко внутри всегда ощущают собственную слабость. И это невозможно спрятать.

Поэтому процесс обретения внутреннего воина сродни ковке оружия из самого себя, верного и прочного. Внутреннего знания, что внутри всегда есть доступ к этой силе сделать все, что потребуется, чтобы добиться цели. Именно воин становится тем, кто разрешает страхи сироты, говоря, что теперь у тебя есть я, чтобы позаботиться о нас.

Неизбежно в нашей жизни есть то, с чем мы не можем справиться по объективным причинам. Сталкиваясь с этим, воин должен научиться держать в узде свои инстинкты и управлять ими, даже инстинктом самосохранения. На этом уровне осознания архетипа воина человек становится способен сознательно пожертвовать собой, столкнувшись с тем, с чем не может справиться, во имя гордости, чести и того, с чем он себя отождествляет.

Стать воином – это столкнуться с собственным страхом как врагом и победить его в бою. И когда мы обретаем это чувство собственной силы, преодолев собственный страх, мы наконец-то можем расслабиться и двигаться дальше.

Это выражается в изменении нашего восприятия мира, когда мы осознаем, что другие люди и обстоятельства не являются врагами, которых надо победить, а скорее потенциальными союзниками, которых можно обратить в свою веру, потенциальными героями, которым тоже предстоят их собственные испытания.

И мы наконец-то можем перейти от желания быть лучше других к желанию просто быть.

Стадия Альтруизма (Altruist) проходит под звездой щедрости. Обретя себя и уверившись в своей силе, мы понимаем, что можем получить все, что нам нужно. И тогда мы начинаем учиться принимать и отдавать без надрыва, жертвы и борьбы.

Это очень сложное искусство, которое и лежит в основе взаимности (reciprocity) и здоровых отношений. Проблема часто заключается в том, что мы были социализированы родителями, школой, нашим окружением. Нас учили быть хорошими и не быть плохими. И, усвоив эти уроки, мы привыкли давать, ожидая чего-то взамен, ставить внешние правила выше сути. И почти все мы потеряли свою способность отдавать свободно и любить бескорыстно.

И одна из основных задач этой стадии заключается в том, чтобы эту способность вернуть. И ключом, отправной точкой для этого становится ощущение личной силы как источника потенциального личного изобилия, которое и позволяет отдавать, не требуя ничего. Отдавать с позиции сильного и самодостаточного человека.

И если воин приводит нас к изобилию через дисциплину, мастерство и достижения, то альтруист учит нас изобилию, поощряя нас отдавать. В процессе этой практики мы разрешаем другое, казалось бы, неразрешимое противоречие. Между желанием брать и отдавать.

Практикуясь отдавать, мы снова учимся делать это свободно и бесстрашно, и чем лучше у нас получается, тем меньше внутри нас остается от ощущения понесенной утраты, жертвы, которую мы принесли, отказавшись от собственного желания.

И только когда мы достигаем этого состояния, мы начинаем создавать то, что сегодня называется модным словом win-win. И эта не игра формулировок. Мы становимся способными давать другим, не чувствуя, что потеряли, и тогда мы обретаем внутренний дар изобилия, умножая то, что мы имеем вместе с другими людьми. Мы обретаем чувство, что нам достаточно, а с ним внутренний покой. И в процессе мы понимаем, что такое любовь. Потому что она и является квинтэссенцией этой внутренней способности дарить, ничего не теряя.

 

И только тогда мы вновь можем вернуться в рай, который потеряли. Стадия невинности (Innocent) дает нам ощущение счастья. Мы завершаем круг, с которого начали.

Пройдя боль и испытания, найдя самих себя, обретя собственную силу и способность любить, мы обретаем то, что Маслоу называл самоактуализацией. Это то, что понимают под раскрытием потенциала. Это этап возвращения домой. Сцена, которая завершает почти любое героическое путешествие во всех культурах и во все времена. Герой возвращается домой, чтобы жить долго и счастливо.

Жизнь невинного наполнена верой в людей и мир, надеждой на лучшей исход. Уверенностью, что счастье возможно. Это возвращение излечивает нашего внутреннего ребенка, когда-то ставшего сиротой и выкинутого из рая. Так мы преодолеваем ментальность жертвы.

На смену независимости приходит понимание взаимозависимости, на смену конкуренции приходит сотрудничество, на смену желаниям приходит понимание.

Это стадия отмечена тем, что мы начинаем замечать все, что происходит вокруг нас, обретением способности смотреть на мир свежим взглядом, полнотой и глубиной взаимоотношениями с другими людьми. Ощущением личного счастья. Только на этом уровне развития мы способны в полной мере понять смысл универсальных истин вроде того, что «Бог есть любовь», а «дорога в тысячу миль начинается с одного шага».

Конечно, большинство из нас хочет сразу попасть к итоговой цели, миновав все неприятные этапы. К большому сожалению, это невозможно. В отчаянной попытке мы стараемся получить то, что мы думаем сделает нас счастливыми, смотря снизу вверх на мироздание как на строгую отеческую фигуру. Но наше стремление быть добродетельными и оптимизм часто скрывают внутри трусость. Боязнь взглянуть правде в лицо, признаться себе в том, чего мы хотим на самом деле, что чувствуем и о чем думаем. И поэтому мы оказываемся не способны принять эти истины как взрослые зрелые люди. Мы еще не прошли боль, не прошли одиночество и не выбрали этот путь самостоятельно. Нельзя утвердить свою приверженность высоким ценностям, пока внутри мы еще не знаем, кто мы такие. И это невозможно навязать, сыграть или заместить.

Поэтом счастливый итог будет ждать нас только в том случае, если, когда придет время, мы доверимся призыву к нашему личному путешествию. И тогда мы осознаем, что наше счастье зависит не от того, что происходит в мире, а от того, что происходит у нас внутри.

Поэтому мы отходим от желания воина менять мир под себя, приходя к пониманию, что, если мы изменим себя, неизбежно изменится и наш мир. Так мы осознаем свою глубокую связь с миром, способность к созиданию и открываем дорогу к следующей стадии.

Стадия мага (Magician) – это стадия, на которой мы обретаем ответственность за свой собственный жизненный выбор. Чувствуя, что у нас есть сила, зная, что, меняя себя, мы меняем мир, мы напоминаем себе шаманов, которые призывают дождь, танцуя в личном круге силы. Именно так создается магия, и так она приходит в наш мир.

Мы принимаем решение и ответственность за его последствия для себя и для окружающих. На этой стадии мы учимся выходить за рамки себя и своих интересов, так как на этой стадии, видя взаимосвязи и имея силу, мы уже думаем о сохранении гармонии.

Тогда мы перестаем быть просто собой, мы отождествляем себя с миром. Мы становимся тем, что нужно, чтобы мир стал тем, что нам нужно. Это часто отмечают в психологии как пиковые переживания, мистический опыт, состояние единения с окружающим миром.

Про таких людей говорят, что, когда они приходит, все начинает двигаться в нужную сторону. Их нельзя назвать особенными, но они притягивают те возможности, которые нужны, тогда, когда это нужно. Юнг назвал эту черту случайных, но значимых совпадений – synchronicity.

Сама личность при принятии архетипа мага претерпевает серьезные изменения. Это изменение диктует переход от врага снаружи, который свойственен воину, тоже меняющему мир, к осознанию, что в мире нет врага. Что источником зла является наша собственная тень, которая и заставляет нас врага считать врагом, а друга другом. Нашей тенью является все, что мы отрицаем в жизни. Все, чему мы не готовы дать имя и впустить в собственную жизнь. Поэтому для мага критически важно понимание того, за что он готов жить и за что умирать в этой жизни. Основной задачей и ответственностью мага является постоянный поиск своей тени и интеграция ее, осознание, вывод на свет.

Баланс, равновесие, гармония жизненны важны, ведь потеряв их внутри, маг уничтожит их снаружи. И поэтому гораздо страшнее, когда сильные, а не слабые, сбиваются с пути. Поэтому архетипы связаны между собой, образуя спираль. Они должны быть сбалансированы между собой, стабилизируя жизнь и развитие человека. Способность менять окружающий мир (Маг) должна быть уравновешена любовью и верой в него (Невинный). Желание побеждать (Воин) состраданием и уважением к людям (Сирота).

 

Заключение

Размышляя об архетипах, их месте и влиянии, важно понимать, что это не сущности, не субличности. Скорее это программы, роли, которые люди создали за тысячелетия своего культурного развития. Они упорядочивают нашу жизнь, придают структуру нашему опыту и помогают выявить те паттерны поведения, которые оказались важны для миллионов людей до нас и поэтому стали частью общего культурного наследия.

Предложенный здесь список очень удачен. Тем, что помимо того, что эти архетипы присутствуют во всех культурах, они завязаны на ключевые проблемы обычной человеческой жизни. Наша жизнь разыгрывается как пьеса, и в зависимости от акта нам отводится та или иная роль.

Когда приходит время отправится в путь, каждый из нас теряет свой рай. Это случается в тот момент, когда мы начинаем считать какой-то из своего опыта злом, которое ранит нас. И только, отыграв во всех актах, мы оказываемся способны осознать ценность и потенциал любого опыта, который предлагает нам жизнь. Вместе с этим пониманием приходит и осознание, что зло мы создали сами, разделив мир на светлое и темное. А наш собственный рай всегда находился на расстоянии вытянутой руки. К нам приходят ответственность за себя и окружающий мир и способность внести свой вклад в череде поколений.

И, пока мы живем, этот процесс постоянно повторяется, открывая для нас все новые истины и грани. И только те, кто способен отказаться от иллюзии постоянства и открыто встречать правду о самом себе, смогут жить по-настоящему полно и осмысленно.

 

 

 

 

 

anthonykorolev

One Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.