«Каждый должен что-то оставить после себя. Сына, или книгу, или картину, выстроенный тобой дом, или хотя бы возведенную из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращенное тобой дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив.
Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя самого. В этом разница между человеком, просто стригущим траву на лужайке, и настоящим садовником. Первый пройдет, и его как не бывало, но садовник будет жить не одно поколение»
-Рэй Брэдбери «451 градуc по Фаренгейту»
Наше развитие сложно измерить вдоль какой-то одной шкалы. Да и вообще сложно сказать, что кто-то в целом более развит, чем некто другой. Мы можем привести в качестве примера очевидные физические различия, или провести тесты на интеллект, но что это на самом деле нам дает? Можно ли это считать критерием для какого-либо решения относительно человека? Сильнее, умнее… Это как судить о книге по обложке. Какая связь между этим и тем, что и как человек в действительности делает. В конечном итоге мир меняется не в теории и не потенциально, а в результате конкретных поступков реальных людей.
Рэй Брэдбери меня удивил. Я, ни разу не читавший его книг, не ожидал в этом созданном фантазией мире совсем не фантастических мыслей, которые он незаметно разбросал на страницах истории о жизни без книг. Насколько точно он смог отразить те тенденции, которые сейчас приобрели гораздо более отчетливый вид. Как смог выразить атмосферу безысходности и скуки от жизни, в которой нет смысла.
С точки зрения развития именно вопрос о личном наследии, о смысле видится мне ключевым.
Личное развитие — это длинный путь, всегда растянутый во времени, который требует силы воли и мотивации, чтобы продолжать двигаться по нему вне зависимости от внешних обстоятельств. И в какой-то момент возникает вопрос: «зачем?». Я говорю не о попытке рационально объяснить собственное нежелание что-то делать или банальную лень, а честный вопрос к себе, заданный по большому счету, применительно к жизни в целом. Какой смысл ехать в поезде, у которого нет конечной станции? Какой смысл карабкаться в гору, у которой нет вершины. Можно просто забыться, сесть и перебирать камешки под рукой. Можно наслаждаться открывающимися пейзажами. Можно развлекаться вместе с теми, кто присел неподалеку.
Рано или поздно этот выбор встает перед каждым осознанно. Мы оказываемся перед ним не единожды на протяжении жизни. И каждый раз, хотим мы того или нет, мы делаем шаг в ту или иную сторону. И эти решения-шаги создают нашу индивидуальную тропинку, которая ведет либо наверх, либо вниз. Брэдбери написал, что тот кто не созидает, должен разрушать. Не знаю, быть может есть еще и дорога вбок. Но так ли она отличается от пути вниз?
Как бы то ни было всем нам нужны ориентиры. В круговерти жизненных событий и неурядиц порой сложно понять, где север. Идея наследия может быть ответом на этот сложный вопрос. Она созвучна продолжению жизни, ей есть что ответить на фактор времени. Вложить свою душу в реальный мир — значит действовать. Создать что-то, что будет существовать, длиться дольше нас, быть больше, чем мы сами, быть после нас. Она помогает проживать день. И это глубоко этичная идея. Никто из нас не захочет, чтобы воспоминание о нас ассоциировалось с ненавистью или отвращением. Бессмысленно создавать что-то хрупкое или ложное. Время все расставит на свои места.
Но если вы задумаетесь еще глубже, то осознаете, что в сущности даже это не важно. Не важно иметь один правильный ответ. Важно просто иметь какой-то ответ. Именно внутреннее понимание, ради чего. Это дает нам желание и энергию жить и действовать.
Именно это я нашел в романе: отчаянное желание заполнить эту внутреннюю пустоту, поиск личного ответа. Разве это не похоже на современную жизнь?