Порядка 15 лет в моей жизни занял период увлечения восточными единоборствами. Он начался, как у многих, с фильмов, которые в конце 80х появились на постсоветском пространстве. Потихоньку мое увлечение привело меня в зал. С перерывами и разной степенью интенсивности я успел позаниматься парой корейских систем, парой стилей ушу, рукопашным боем. Проводя некоторую ревизию по прошествии лет, я пришел к выводу, что больше всего это повлияло на меня как на личность, хотя я и приобрел какие-то навыки и немного изменил свое тело. С годами тело отвыкает, навыки теряются, а вот изменения в личности остаются, потому что она развивается скорее слоями. Новый опыт усваивается поверх старого, но старое остается глубоко внутри и влияет на наши мысли и поступки.
Почему эта книга.
Ключевой концепцией в философии восточных единоборств является идея пути. «Дао» или «до», как его называют. Концепция мастерства, идея мастера, взаимодействие мастера и ученика – все это по сути применение идеи пути к процессу обучения.
В этом смысле обращение к этой теме в западной литературе и книга, переведенная издательством МИФ, не могла меня не заинтриговать.
Я открывал ее с четким пониманием темы, о которой будет говорить автор. И книга меня не разочаровала, несмотря на ожидания.
Что меня заинтересовало:
Во-первых, идея долгосрочности обучения. Сам по себе путь безусловно предполагает длительность. И сейчас никого не увидишь тем, что жить надо ради самой жизни, а в жизненной дороге важна сама дорога. Но тут автор, опираясь на наблюдения, дошел до причины и проанализировал ее влияние на процесс обучения. Окружающий мир требует от нас быстрых результатов и скорости, мы все жаждем быстрых результатов как символа прогресса и успеха. Автор видит это как выражение современных ценностей. Процитирую:
«Желание быстрого и не связанного с профессионализмом успеха пронизывают всю нашу жизнь»
«Искусственные доходы от искусственно завышенных в цене акций решают все»
И я согласен с ним в том, что именно выбор ценностей во многом определяет эффективность обучения. Я подчеркиваю этот факт, потому что мысль не очевидна. Мы привыкли искать ответы на уровне методов и инструментов, апеллируя к рациональному выбору. Но развитие и, как следствие, обучение имеют нравственный выбор в своей основе. Это стремление сегодня стать лучше, чем был/была вчера. А это основывается на вере в собственное несовершенство и смиренное принятие этого факта. В нашей жизни это редкость. Ведь возраст, статус, опыт, внешняя оценка говорят об обратном, как только мы хоть чего-то добиваемся.
Во-вторых, мысли о мастере. Везде и всегда самообразование сулит большие открытия, но и большие риски. Можно заметить сокровище там, куда никто уже давно не смотрит, но есть и вероятность заблудиться в трех соснах. Он показывает мастера как олицетворение идеальной личности ученика. С точки зрения оптимизации личного обучения – это некоторый эталон, который показывает какое отношение обеспечивает лучшие результаты. А сейчас дефицит эталонов. В наше время основная проблема всех носителей духовных традиций в неспособности предложить личностный идеал, которому стоит следовать ради счастья и развития человека и человечества. А рыночный тип личности несмотря на усиленные старания на эту роль не тянет. В духовном плане общество потребления мертвородящее.
Быть мастером = быть идеальным учеником. Приведу пару цитат:
«Для начинающего ученика первые неуверенные попытки освоения нового навыка связаны не только с постижением этого навыка, но и с постижением самого процесса движения к мастерству»
«Целеустремленность питает движение человека на пути к мастерству. Каждый мастер – это мастер взгляда в будущее»
Автор говорит о том, что умение учиться не ограничивается техникой «помидоро» (выставлением себе таймер для периода концентрации) и изучением особенностей нашего мозга для адаптации обучения к принципам нашего биохимического строения. И подобным.
И, наконец, любовь к труду. Одним из практических выражений идеи мастерства является практика. Художник рисует, писатель пишет, скульптор лепит. Дело не в результате, не в условиях, дело в ежедневном выборе, который меняет нас постепенно в процессе практики.
«Правда состоит в том, что мастерам нравится практиковаться в этом деле. И именно поэтому они совершенствуются. И тут круг замыкается: чем искуснее они становятся, тем больше им нравится возвращаться к основам своего искусства»
«Мастер в любой игре – это, как правило, еще и мастер тренировок»
«Сердцевину мастерства составляет практика. Мастерство состоит в том, чтобы всегда оставаться на пути к нему»
Практика мастерства – это повторение, оттачивание и углубление понимания базовых принципов, а не изощренные инструменты автоматизации или умственные логические построения.
Своим временем мы голосуем за собственную судьбу. Мы направляем наши дни в том или ином направлении и, делая это постоянно и с любовью к искусству, мы способны достичь высот, о которых, быть может, и не мечтали.
Выводы.
Эффективность обучения простирается далеко за рамки сухого рационального расчета, методологий, методик и инструментов. Основой осознанного и эффективного обучения является выбор, который опирается не только на аргументы или эмоции. Глубокий жизненный выбор ведет в правильном направлении, если он внутренне нравственный.
Поэтому разговор про эффективное обучение – это еще разговор про мудрость и про изменение себя на длинном пути. И на этом пути есть много труда, он требует отказаться от других возможностей, и он никогда не кончится.
Закончу я тоже цитатами автора:
«Компромисс – это пропуск в любую долгосрочную перемену в вашей жизни, от повышения скорости бега до реорганизации компаний».
«Учеба на протяжении всей жизни – это особая территория тех, кто шагает по пути к мастерству. Пути, который никогда не кончается».