Постараюсь указать основные моменты, надеюсь, что вы увидите здесь что-то практическое для себя. Я был бы очень рад этому!
Книга для меня важна в двух аспектах: как источник информации (1) и как пример формы употребления слов (2). (Книги для развлечения я здесь в расчет не беру)
(1) Меня интересуют книги как источник, который я принимаю к сведению, пытаясь соединить его с тем, что я уже знаю.
При этом с одной стороны я воспринимаю все, что читаю, как истину. Это значит, что моя задача найти связь с другими вещами, понять, почему это истина. Так я учусь видеть связи.
С другой стороны, я не приемлю готовое знание. То есть меня интересует именно информация, а не знание. Есть такой термин апперцепция. Он отлично описывает причину. Когда формируешь сеть знаний в своей голове, нельзя отдавать способы их комбинирования кому-то другому. Это сужает вариативность соединений фактов в новое знание. Поэтому я стремлюсь потреблять информацию на уровне феноменов или наоборот разбитую на мелкие кусочки. Поэтому книги-руководства, которые предлагают пошаговые пути, тренируют в чем-то, я воспринимаю плохо. Для меня они априори менее интересны.
(2) Язык и мышление взаимосвязаны. Мировоззрение определяет восприятие. Восприятие определяет все. Поэтому я ищу образцы того, что мне близко. Я придаю большое знание словам, многоплановости их значений. Форме употребления и символизму. Я люблю сложные слова, потому что они как произведение искусства, объединяют в себе что-то, что обретает новый смысл только вместе. Размышление развивает мышление. Знание не есть информация. Тренировка не обеспечивает понимание. Мировоззрение определяет восприятие. Все эти фразы настолько сложны и интересны для меня, что я могу размышлять над ними часами.
Я воспринимаю так не случайно. Это сознательный выбор в пользу более эффективного саморазвития. Я его вижу исключительно через трансформацию во что-то большее, ментальную эволюцию. Почему именно так, это уже предмет другого разговора.
Теперь о том, как я работаю. Расскажу только итог, но я шел к нему 8 лет.
1) Я читаю книги целиком. Почти всегда. Везде можно что-то найти
2) Я читаю медленно. Для меня неочевидно, что лучше, прочесть 10 разных книг или 10 раз одну книгу. Количество переходит в качество далеко не всегда. Если это оставлять на долю случая, то нет смысла и проглатывать книги. Чем больше книг, тем меньше эффект от следующей. Закон убывания предельной полезности из микроэкономики отлично объясняет почему. Поэтому в топку инструменты вроде скорочтения, стенографии и прочего. Поверхностность — враг трансформационного обучения. Только погружение.
3) Если мне не очень удобно читать, то я подчеркиваю карандашом то, что я счел важным. Иногда делаю записи на полях. Это возникающие ассоциации. Чем больше погружение, тем больше ассоциаций
4) Потом я выписываю то, что отметил. Когда я выписываю, я заново перечитываю, от чего-то отказываюсь, что-то дополняю. Для понимания недавно за день в дороге я прочел 92 страницы новой книги, часа за 2-3. У меня ушло потом 2 дня, чтобы переработать материал и занести его в тетрадь.
5) Когда я выписываю, я стараюсь бережно сохранять формулировки. К сожалению, я читаю книги в переводе. На английском в основном короткие статьи. В итоге фразы редко получаются striking. НО! Самый главный критерий для выписывания — это законченная мысль. Порой мне приходится переписать полстраницы, чтобы полностью зафиксировать мысль.
6) Я веду записи так, чтобы их мог разобрать другой человек. Почерк, структура, пояснения (ведь я тоже могу забыть пришедшую мылсь), обозначения, то есть моя тетрадь — это продукт.
7) Я использую хороший блокнот и ручку. Ощущения от процесса должны приносить удовольствие. Это помогает формировать отношение. Вспомните — восприятие определяет все. В итоге я пишу в молескинах формата А5 ярких цветов ручками тоже ярких цветов отличных от цвета блокнота. Если у меня получается, то на ручке будет логотип компании, в которой я работаю. Одним из критерием мастерства является выражение личности в том, что человек делает. У меня это личный пунктик жизненного этапа, но это тоже предмет другого разговора.
8) Каждый день я пишу дату в блокноте на полях или сбоку страницы. Так я делал и в школе. Вспомните, как вы писали на полях. Наша жизнь слишком коротка, чтобы не отмечать каждый упавший с дерева лист. Сейчас есть мода на «здесь и сейчас», но мало кто способен выйти за пределы замечания того, что приятно. То, что неприятно, обладает той же ценностью для осознаннности. Мало того, оно может обучить большему. Селигман помог тем, у кого была депрессия, но это не значит, что это подходит всем остальным. Можно вспомнить теорию гигиенических факторов Герцберга, который первым выдвинул мысль о том, что если отсутствие чего-то сказывается отрицательно, то присутствие необязательно сказывается положительно. Пример — заработная плата. Если денег мало, то это демотивирует, но их достаток не мотивирует работать кроме первоначального всплеска. Все религии говорят о приятии, но наш 21 век проходит под лозунгом «слабоумие и отвага (читай, оптимизм)». Мы мало что понимаем, зато на диво легковерны. Дата в блокноте — это символ приятия дня. Подтверждение для себя, что он прожит не зря. И здесь критерием не может быть удовольствие.
9) Я перечитываю то, что записал. У этого есть эффект, который я заметил, но пока не могу дать рецепт себе. Смысл в том, что подобный подход приводит к тому, что фразы вплавляются в меня. Они становятся мной, и уже через день я могу делиться этими мыслями как своими и прожитыми. Я долго размышлял, что это простое умничание, но сейчас, спустя годы, оно перестало быть таким, по крайней мере я в это верю. Слишком мало людей, на которых действительно хочу произвести впечатление. И тут бал правят в большинстве случаев инстинкты, а не решение и выбор. Я пришел к выводу, что именно собственноручное установление связей между фактами, понятиями, идеями, которые я постигаю, и делает это возможным.
10) Я храню записи. Оглядываясь назад, на проставленные на полях даты, я понимаю что-то новое. В каком-то смысле и моя тетрадь становится книгой. Книгой про меня для самого себя.