Сегодня я хочу затронуть всего лишь один вопрос, относящийся к заявленной в заголовке теме.
Речь пойдет о пороговой величине, достижение которой позволяет говорить о начале эффективного обучения. Буду максимально упрощать ради понимания сути, хотя это и может вызвать привычное чувство отторжения очевидного. Но, уважаемый читатель, прошу сделать над собой усилие и не погружаться в это чувство. Итак.
Мы привыкли считать, что наиболее эффективно мы учимся в детстве, «впитывая как губка», или когда речь идет о чем-то новом и непривычном для нас, что вынуждает нас переосмысливать какие-то основы и искать более эффективные пути, например, когда мы переезжаем в другой город. А с течением времени все нам уже известно и знакомо. Так-то оно так, но только отчасти. На самом деле в основном мы сами создаем такую ситуацию и становимся ее заложниками.
Я предлагаю вам посмотреть на следующее определение обучения:
«Учиться — значит принимать решения и сообразовывать действия с результатами обратной связи».
Казалось бы, определение говорит банальность: «учиться на опыте» и извлекать из него урок.
Но именно извлечение урока и является той самой проблемой, которая задает планку, которую, в свою очередь, способны взять далеко не все. Давайте разберем почему.
Когда мы осуществляем какое-либо действие, для нашего обучения возможно два варианта положительного развития событий.
Первый сам по себе прост. Мы добавляем новые знания/информацию сразу же или спустя какое-то время, когда ответная реакция проявит себя.
Второй гораздо сложнее. Он предполагает, что вследствие опыта мы меняем себя, начиная действовать по-другому.
Первый вариант — это накопление, а вот второе — повышение эффективности действий. С точки зрения обучения второй вариант намного превосходит первый.
Теперь давайте вспомним, что с нами происходит с возрастом. Накопление нашего опыта приводит к тому, что каждое новое событие не вызывает того отклика внутри, как это было в юности. Во всем новом мы видим что-то знакомое. То есть новое событие чаще всего не меняет нашу картину мира, наш характер, наши привычки, образ действий. Получается, что с позиции самообучения, адаптации и развития с возрастом мы деградируем. С другой стороны в детстве и отчасти в юности нам настолько недостает опыта, что новое событие не укладывается в какую-либо картину, мы не способны выделить значение переживаемого опыта. Таким образом, если смотреть на обучение системно, то есть некий диапазон возраста, когда мы естественным образом предрасположены учиться более эффективно.
С позиции нашей выгоды важно понять, как оставаться над этим барьером, и что его определяет. Хотя тут, конечно, нужно понимать, что это не линия. Речь идет о том, что процесс обучения становится более или менее эффективным в силу ряда факторов.
Первый фактор я бы назвал восприимчивостью. Когда мы говорим о новом опыте или обучении, непременным условием является готовность человека услышать то, что ему говорят. С практической точки зрения речь идет, во-первых, о способности воспринимать, то есть внимательности и осознанности человека, а во-вторых, о его личностной позиции, то есть о готовности меняться как личность.
Второй фактор я бы назвал когнитивной грамотностью. Когда мы переживаем какое-то событие, мы получаем некие входные данные от органов чувств и преобразуем его в информацию, знания, общий опыт на основе нашего текущего взгляда на мир. Например, слышим фразу и понимаем, что она для нас значит. Наиболее эффективная работа возможна тогда, когда в поступающие нам данные не вносятся искажения. Основным препятствием здесь выступают ментальные модели самого человека, например, стереотипы, предубеждения, нерепрезентативный опыт, который переносится на все подобные события. Помимо этого сильное влияние оказывает эмоциональная вовлеченность в процесс: мотивы, сформированная заранее точка зрения, спонтанные реакции. Поэтому, если вы стремитесь к эффективному обучению, вам нужна способность делать «поправку на ветер», разделяя свои личные особенности и объективные условия ситуации.
Третий фактор я бы назвал доверием. Обучение, которое вас трансформирует, требует определенной степени открытости и, как следствие, уязвимости. Здесь есть некоторое пересечение с восприимчивостью с точки зрения отношения, но есть и важное различие, так как позиция здесь — это не позиция по отношению к процессу или событиям. Это осознание естественных страхов и умение действовать под давлением внутренних факторов. Представьте, что происходит с застенчивым человеком, когда, вперив в него взгляд или направив фотокамеру, ему предлагают расслабиться.
В совокупности понимание и умелое использование данных аспектов позволяет повысить эффективность обучения вне зависимости от предмета и до его начала, так как системным образом формирует оптимальную позицию и отношение.
С точки зрения контроля, там мы уже или нет, я предлагаю опираться на непрерывную оценку обратной связи в процессе обучения, а также чувств и реакций, которые оно вызывает. Если каждое из наших чувств имеет свой диапазон, в которым мы воспринимаем, то и обратная связь, которую мы получаем на основании наших чувств, тоже обладает определенным диапазоном.
Фокус заключается в том, чтобы контролировать, что происходит с вашим диапазоном интерпретации происходящих событий и стремиться к сознательному изменению этого диапазона в рамках своих целей. Провал в любом из заявленных факторов будет заметен, если вы наблюдаете, и вы сможете на это прореагировать.
С другой стороны, если вы не следите за этим, то вряд ли будете отличаться от статистического большинства со всеми вытекающими следствиями, описанными выше.
Поэтому, если уж вы тратите время на обучение, то делайте это эффективно.