Когда-то давно я удивился тому факту, что художники различают большое количество оттенков красного и дают им различные названия. Потом я огорченно обнаружил, что не могу разделить музыку и услышать отдельно каждый из инструментов, хотя люди, учившиеся музыке, делают это без проблем.
И я стал разбираться, как же так.
И сейчас, оглядываясь назад, я до сих пор не могу в полной мере осознать все аспекты тех открытий, которые сделал для себя лично.
Когда мы взаимодействуем с окружающим нас миром мы всегда воспринимаем сигналы. Самые непосредственные из них — через органы чувств. Это чистое восприятие, оно не требует подготовки и дано нам изначально.
Когда мы учимся, все наше обучение происходит через усложнение наших реакций. Мы могли пугаться громких и резких звуков изначально, но со временем наши реакции изменились. Каких-то звуков, быть может, мы стали бояться еще больше, какие-то стали игнорировать, а что-то вообще начало нам нравиться. Причина в том, что звуки обрели для нас значение, даже те звуки, о которых мы ничего не узнали.
Помимо понимания значения того, что мы воспринимаем, мы начали формировать отношение к различным вещам. Что-то нас привлекает, а что-то другое отталкивает. Чему-то мы готовы уделить свое внимание, а чему-то нет.
Не избежал этой участи и сам процесс восприятия. Здесь я говорю не только о физиологической его стороне, но и умственной, и эмоциональной, и духовной.
Восприятие окружающего мира можно представить как сито. Мы можем как изменить его диаметр, так и размер отверстий сетки, через которые просыпается содержимое.
В этой аналогии диаметр отражает объем информации, которую мы хотим воспринимать в режиме реального времени. Большой диаметр означает, что мы одновременно стремимся осознать больше того, что происходит вокруг. Меньший диаметр означает концентрацию на том или ином объекте. В действительности этот диаметр динамически меняется. Хотя в целом кто-то склонен жить с большим диапазоном восприятия, кто-то с меньшим. Его определяют наши убеждения, стереотипы, правила, которые мы себе ставим.
Что же касается размера сетки, то это очень интересный параметр, который многое определяет с позиции нашей результативности и эффективности. Если следовать аналогии, то чем больше отверстия, тем большего размера объекты могут пройти сквозь сетку. Чем меньше отверстия, тем меньшие. Аналогия не совсем точна, потому что в большие отверстия могут просыпаться и маленькие элементы.
Важно то, что цель этой сетки в том, чтобы просеивать объекты с заданным размером. Чем мельче отверстия, тем мельче песчинки могут пройти сквозь сито. И это и есть тот ключевой параметр восприятия.
Каждая песчинка или камень, которые попадают в сито, — это сообщения, которые мы воспринимаем. Способность установить такие параметры для восприятия, чтобы ловить совсем мелкие песчинки, дает нам огромное преимущество. Это возможность использовать очень незаметные события для реакции.
Это могут быть факты, настроение, оттенки, полутона, намеки, совпадения, позы, тон, мимика, интонации. Практически что угодно, что мы способны заметить и интерпретировать.
Там, где другие не заметят ничего, мы можем заметить связь. Для нас это незаметное событие будет обладать значением. Это напоминает систему раннего оповещения, которая позволяет нам предвосхищать проблемы. Мы можем делать это потому, что замечаем само рождение той или иной проблемы. Или ее раннюю стадию, когда устранение не требует большого количества сил и средств.
Также нельзя забывать, что, когда мы учимся и развиваемся, мы работаем со своей реакцией. Поэтому такая стратегия восприятия капитализирует преимущества с течением времени, так как дает нам больше возможностей для оттачивания своих реакций.
Если мы переведем это на тематику управления организацией, то данную способность вполне можно называть организационной компетенцией. Так как восприятие доступно только людям, именно люди становятся ключевым звеном в достижении этой компетенции. Причем это, прежде всего, отношение. Тот факт, что человек может что-то сделать, не означает, что он хочет и будет это делать. Поэтому показателей и системы контроля недостаточно для того, чтобы реализовать ее в организации. Только системы мотивации, корпоративная культура и соответствующая атмосфера могут поддерживать нужные компетенции и отношение продолжительное время.
Говоря же об основных процессах, через которые проходит любая организация, то способность адекватно реагировать на слабые сигналы чрезвычайно важна для управления изменениями. Поскольку именно идентификация проблемы становится отправной точкой для адаптации или ее разрешения, то именно здесь подобная компетенция незаменима. Она позволяет организации реагировать раньше. Предупреждать развитие проблем, гасить в зародыше конфликты, лучше адаптироваться к изменениям, происходящим на рынке.
Можно сказать, что нестабильность, которую мы видим на рынках, ускорение нашей жизни, рост неопределенности со временем сделают данную способность необходимой для эффективной адаптации, а значит, в мире бизнеса она станет одной из ключевых компетенций вне зависимости от области деятельности.