Уже прошло почти восемь лет, как я начал заносить свои мысли, размышления и понравившиеся цитаты в дневники. Чтобы потом к ним вернуться, перечитать, ну или просто, чтобы не забыть. Многие мысли я брал из книг, и в какой-то момент загорелся желанием писать отзывы на прочитанные книги. Но всегда что-то мешало, отвлекало, я откладывал, а впечатления и мысли, которые пробуждала книга, сменялись чередой ежедневных забот, в которые легко окунуться, забыв обо всем.
Но сегодня наступил наконец-то этот момент. А побудила меня к этому книга Джека Керуака «Бродяги Дхармы». Причиной этому стало не то, что это книга мне сильно понравилась, а то, что она меня удивила и заставила себя запомнить. Если верить словам Хосе Ортега-И-Гассета, который говорил, что искусство не обязано нравиться, но должно пробуждать, то эта книга его образчик.
Конечно, я читал ее в переводе, в издании Азбуки, но могу сказать, что меня не поразили ни слог, ни содержание. Книга рассказывает о годе из жизни «битника», увлеченного буддизмом, который он проводит в безделье и развлечениях в кругу единомышленников или гордом одиночестве.
Но книга цепляет. Я помышлял дважды метнуть ее в окно ввиду ощущения бессвязности того бреда, что читаю, но природная тяга помучать себя ради высоких идеалов не дала мне исполнить задуманное. Сейчас я этому рад, но не потому что извлек урок, «метнуть» оно полезно время от времени все что угодно, так как потерянных часов никто не вернет, но в данном случае я нашел новое измерение, которого не осознавал ранее в художественной литературе.
Во-первых, для меня главным оказался не тот, от чьего имени ведется повествование, а друг и попутчик, который сопровождает главного героя в открытую пол книги, а остальное время негласно присутствует. В книге его звали Джафи. Вы знаете, каждый из нас живет среди тех воздушных замков, которые строит, некоторые потом превращают их в руины, некоторые плачут по недостроенным башням, некоторые радуются достигнутому, некоторые меняют проекты всю жизнь. Суть не в этом. По моему скромному мнению, Керуак его заселил, и вот это необычно. Чуждый общественной морали и абсолютным идеям, он соединил понятия духовности и свободы, что так недоступны практически всем из нас, дав им воплотиться в этом герое. Нам в современном западном мире сложно понять духовность без жесткого самоограничения, а в свое время он предполагаю стал практически гуру с таким полетом и смелостью восприятия. В этом смысле книга очень интуитивна и глубока, так как заново учит замечать то, что стало для нас обыденностью.
Ну а во-вторых, это образность. Недостроенная картина, нестандартные акценты. Мы склонны замечать то, что выбивается из стандартного ряда, и Керуак этим мастерски пользуется. Это раздражает, вызывает отторжение, но объединенное с тем, что я описал выше, это и заставляет остаться. Его форма становится иллюстрацией его содержания. Его непоследовательность помогает нам самим превратить слегка намеченный пунктир в линию по нашему выбору. Он учит свободе. И это главная ценность этой книги.
Рекомендую ли я ее к чтению. Неа. Это не книга — руководство, это книга — состояние души. Быть может, вы подойдете друг другу, а может быть и нет. Вам уж точно виднее.
Но в завершение я закончу цитатой, где, думаю, в грезах героя Керуак отразил свое понимание своей роли: «Ты облечен силой напоминать людям, что они совершенно свободны»
Доброй ночи!