Полезные привычки в самообучении. №2.

Добрый день!

В прошлой статье мы предложили первое простое правило для повышения эффективности самообучения. Сегодня мы продолжим список следующим правилом, но на этот раз возьмем его из области привычек мышления, а не использования вещей.

Правило №2. Ищите «большую картинку».

Еще на примере школьного обучения вы, вероятно, встречали разницу между двумя стратегиями подготовки к экзаменам: «зубрить» или стремиться понять. Попытка выучить наизусть требует минимального понимания материала, почти вся нагрузка ложится на память. Понимание выглядит гораздо более трудоемким, особенно когда речь идет о сложном предмете.

«Большая картинка» (на английском big picture) по сути является способом углубления понимания материала и наследует все его недостатки: трудоемкость (погружение в изучаемый предмет), потерю скорости в ответах (умозаключение вместо ответа из памяти), риск оперировать знанием, оторванным от практики.

Тем не менее, ниже мы приведем ряд аргументов, демонстрирующих, почему в текущих условиях при самообучении следование этому правилу является эффективной стратегией самообучения.

Прежде всего, следует отметить, что построение большой картинки – это элемент системного мышления, который упорядочивает взаимоотношения и взаимосвязи частей и целого. Это позволяет понимать принцип действия сложных систем, а одним из основных трендов сегодня является как раз повсеместный рост сложности. Так что понимание «большой картинки» — это одна из компетенций завтрашнего дня.

Само искусство построения «большой картинки» зависит всего лишь от трех умений:

  • Умение находить связи. В качестве аналогии можно привести простые дроби. Если взять две любые простые дроби, то у них всегда будет общий знаменатель, хотя, чтобы найти его, придется произвести определенные арифметические операции. Так и любые два отдельно взятых факта из вашего окружения связаны между собой. Поэтому это умение начинается с предположения, что если мы не видим связи между событиями, то она есть, просто мы ее не понимаем. А дальше надо развивать привычку эту связь искать.
  • Умение оперировать контекстом. Несмотря на немного озадачивающее название, речь идет о простой идее. Представьте, вот есть вы. Вся жизнь любого человека может быть описана какими-то общими фактами: где человек живет, где учился или учится, сколько мест работы поменял, как часто ходит в кино, или, быть может, вообще только в театр. При этом, указывая любой факт, мы рассматриваем нашу жизнь с разных сторон: с профессиональной точки зрения, географического расположения, предпочтений. Вот последовательное описание фактов какой-то отдельно взятой стороны и есть контекст. Это одинаково действует и для событий, и для объектов. Например, волки и лисы, деревья и кусты, овраги и речки могут представлять зверей, растительный мир и особенности рельефа, или могут все вместе описывать конкретный лес.
  • Синтез фактов в единое целое. Не стоит думать, что это что-то сложное, мы делаем это автоматически, так устроен наш мозг. Например, мы видим торчащие из травы уши и рисуем в голове их обладателя целиком, и мы догадываемся, какое было загадано слово, по первому слогу, и, внимание (!), контексту, который дает загадка. То есть для нас синтез – дело естественное. Вопрос в том, что у нас нет осознанной привычки развивать эту способность на область абстрактных понятий и знаний, хотя это драматически развивает наши способности в разных дисциплинах. Практически все упирается в очень простое правило-вопрос: «если все это, правда, одновременно, то что это значит?». Например, у вас температура, болят суставы и голова, вчера с такими же симптомами свалился коллега, а на дворе осень. Ага, грипп, думаете вы. И, весьма вероятно, будете правы. Вы связали факты в единое целое и поставили общий диагноз. Но все началось с невысказанного вами вопроса, написанного выше.

Исследование связей и смена контекстов рассмотрения проблемы обогащают наше понимание до тех пор, пока наш невысказанный, но регулярно возникающий внутри вопрос не приведет нас к каким-то новым выводам и знанию. Это и будет моментом рождения «большой картинки».

Поэтому главный критерий ценности «большой картинки» состоит как раз в полезности того знания, которое она дает. Как описанный выше диагноз болезни.

Элементы этой идеи, хотя часто без выводов, очень активно применяются повсеместно в средствах визуализации. В качестве примера можно вспомнить:

А) карты памяти – сознательная попытка описать факты и связи между ними визуально в надежде, что взгляд на общую картину позволит что-то понять

Б) скетчноутинг – по сути это графическая стенография, однако за счет необходимости сокращать, выделять главное, а также эстетически изображать информацию, возникает ее стихийное структурирование, которое хоть и в упрощенной форме, тоже способно помочь в создании «большой картинки»

В) средства визуализации текстовых редакторов — всевозможные схемы процессов, иерархических структур, графики и диаграммы, которые мы используем в своих презентациях, тоже позволяют стандартизировать форму представления информации, а упорядочивание информации также нередко проясняет ее суть

Резюмируя все описанное выше, можно свести следование этому правилу к привычке при решении проблем задавать себе 3 вопроса:

  • Как связаны эти факты?
  • С какой еще стороны можно на них взглянуть?
  • Что все это вместе значит?

Всегда помните, что эффективность действий заключается в том числе в их экономичности, в отсутствии ненужных действий, и, несмотря на дополнительные усилия, потраченные на понимание, вы в конечном итоге экономите за счет того, что идете к цели более прямой и короткой дорогой.

anthonykorolev

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *