Как мы принимаем решения

Последнее время нередко встречаю разговоры о том, что любое достоинство при его чрезмерном использовании становится недостатком.

Кому-то это кажется очевидным и логичным, кому-то наоборот. Казалось бы, мы любим бег. Мы занимаемся бегом все больше и больше, потому что это решает проблему лишнего веса, дает нам радость, энергию. Но в какой-то момент бег начинает вредить нам физически из-за слишком большой нагрузки, а также сказывается на других сторонах нашей жизни, занимая чрезмерное количество времени. Увлечение превращается в пристрастие, потом в зависимость и проблему. Поэтому одни говорят, что все хорошо в меру. Другие же наоборот сетуют, что без вершин и падений не чувствуют, что вообще живут. Ведь тогда зачем все это?

Я не пытаюсь предложить вам универсальное решение, а просто обращаю внимание на распространенную жизненную проблему. И хочу поделиться тем, как можно избежать ее в своей жизни, эффективно развиваясь и достигая своих целей.

С точки зрения обучения и развития поддержание этого оптимального уровня, когда достаточно, но не слишком, тесно связано с тем, как мы принимаем решения. Рассмотрением этого вопроса я и ограничу данную статью.

Для этого в качестве противоположных полюсов возьму две наши черты – рациональность и интуицию. Выбор не случаен.

Пожалуй, справедливо будет сказать, что его сделали психологи, изучая и противопоставляя эти полюса в разговоре о принятии решений. По их словам, мы постоянно принимаем решения, но делаем это по-разному. Иногда это происходит автоматически, как бы на автопилоте, иногда наоборот мы тщательно выбираем вариант, которому следуем. Эти варианты сосуществуют, и мы пользуемся то одним способом, то другим. Вопрос в степени нашего сознательного руководства выбором в тот или иной момент.

Также отмечается, что различные направления образования и дальнейший профессиональный выбор в некотором смысле противопоставляют людей с точки зрения модели мышления и организации процесса принятия решений за счет упора на разные качества.

Гуманитарные и творческие профессии тяготеют к спонтанным действиям, творчеству, свободному самовыражению того, что внутри. В трудовой деятельности это оправдывается более высокой креативностью, скоростью принятия решений, лучшими навыками межличностной коммуникации и большей склонностью развивать собственный эмоциональный интеллект.

Техническое образование и специальности способствуют развитию аналитичности, минимизации числа ошибок, методичности, склонности использовать логику и «классический» интеллект, который оценивают распространенными тестами на IQ.

В реальности данного противопоставления не существует.

Есть способности и склонности, с которыми мы рождаемся, а дальнейший опыт определяет, как мы эти данности развиваем.

Специалисты пытаются предсказать будущую успешность и потенциал людей, молодых талантов и сотрудников компаний на основе анализа личных черт и особенностей характера. Это позволяет выделять группы потенциального риска и возможную несовместимость человека с определенными видами работ, опираясь на собранную статистическую информацию.

Но для нужд эффективного обучения и развития возможности подобного анализа ограничены.

Проблема в том, что статистические данные дают вероятный расклад на основе данных из прошлого. То есть, если у меня обычное детство, средние характеристики и был статистически обычный опыт, то «система» предскажет мне прозаичный финал. В статистическую модель невозможно заложить сверхусилие, рост над собой, просто удачу. А если посмотреть все истории успеха, то там всегда отклонение от нормы.

Поэтому, если вы по-настоящему занялись саморазвитием и стремитесь к успеху, разговор про других интересен только в формате «сверить часы» или провести «бенчмаркинг». Обратите внимание на людей в вашем окружении, которые много тратят сил на саморазвитие. Обычно по своему поведению, манере держаться, тому, что их волнует, они отличаются от среднестатистического образа. Это тоже не случайно. Мы часто преуспеваем не по причине нашей исключительности, а по причине отличий от остальных. Это позволяет нам стать заметными и получить свой шанс.

Каждый, кто постоянно трудится над своим развитием, выбирает судьбу «статистического отклонения».

Такие люди будут все больше влиять на мир вокруг, а окружение будет все меньше их понимать и как следствие любить за нестандартность и непредсказуемость, при этом все больше обсуждая их. Но это необходимая цена развития.

Обычно, когда мы достигаем зрелости и озадачиваемся вопросом дальнейшего развития и роста, мы уже имеем набор инструментов (фишек, приемов, лайфхаков), на которые мы склонны полагаться в большей степени. Это подобно удачному выражению лица, которое мы пытаемся «надеть» на себя, когда нас пытаются сфотографировать.

И это как раз та точка, когда наше выгодное достоинство может стать причиной нашего успеха, а потом и основой для наших будущих неудач. Переводя этот пример на тему мышления, приведем аналогию

Для этого возьмем 2 предмета: сеть и фонарик.

Наша память напоминает сеть. Каждая мысль, идея, понятие – это узел на этой сети. Когда мы думаем о чем-то, мы дергаем за узел на этой сети. Дернув за один узел-идею, мы приводим в движение другие узлы-идеи, которые его окружают. Таких узлов огромное множество, и наша мысль распространяется подобно кругам по воде от узла к узлу. Так порождаются новые мысли в голове, самостоятельно и без нашего контроля. Причем все это происходит в наших головах одновременно.

Наше сознание напоминает круг света от фонарика. Такое сравнение объясняется тем, что возможности нашего внимания ограничены. Мы можем держать в голове только ограниченное количество мыслей одновременно или следить за ограниченным количеством объектов в один и тот же момент. Поэтому можно сказать, что мы осознаем только то, что попадает в круг света нашего фонарика.

Наше мышление – это процесс действия нашего сознания, в котором активно используется память. Когда мы сознательно размышляем о том или другом вопросе, мы перемещаем наш луч света по нашей сети мыслей-идей. Это последовательное и направленное внимание.

Проблема с нашим мышлением в том, что наше сознание не поспевает за всем объемом мысленных цепочек, которые возникают в нашей голове.

При принятии решений результатом становится то, что мы не можем осмыслить весь набор вариантов, которые мы имеем внутри в ответ на проблему. Объем внимания и время – наши ограничения.

Теперь вернемся к рациональности и интуитивности.

Рациональный подход позволяет нам проанализировать факты, сравнить их, выявить ошибки и выбрать лучшее из того, что мы смогли осветить нашим лучом света.

Интуитивный выбор – это те мысли, которые сами пришли нам в голову. Они появились из той темной неосвещенной области, без нашего контроля и проверки на ошибочность.

Теперь давайте немного поразмышляем.

Начнем с интуиции. То, что у нас есть в неосвещенной области – это наш жизненный опыт. Это не только факты и знания, также навыки, которые мы довели до автоматизма, и даже правила оперирования фактами, принципы, аналогии, над которыми мы вообще никогда не думали сознательно. И они теперь работают без специальных усилий с нашей стороны. Мы пользуемся ложкой, чистим зубы, умножаем в уме числа из таблицы умножения, не испытывая напряжения и не особенно задумываясь каждый раз над тем, как это конкретно надо делать. Мы видим дату, и нам в голову приходят картинки и мысли, с ней связанные. Мы смотрим на квадратный подбородок и склонны подумать, что перед нами твердый и решительный человек. Все, что мы пережили или развивали когда-то, теперь работает на нас, когда нам надо сделать конкретный выбор.  И чем богаче и логичнее наша внутренняя сеть, тем более правильный ответ из нее к нам может прийти.

Теперь возьмем рациональный сознательный инструментарий. Мы видим факты, мы знаем правила логики. Мы можем поразмышлять, составить схему, проанализировать набор данных, найти несоответствия и ошибки. Выбрать лучшее из возможного. Но и тут есть проблемы. Наша память дает нам ограниченный доступ к нашему прошлому опыту. Мы не можем вспомнить все, что с нами было. Мы можем старательно, используя логику, искать правильный ответ. Но что если все варианты действий, которые есть у нас в распоряжении, неправильные? Мы не можем вспомнить нужный факт, просто вопрос очень сложен для нас, или у нас банально нет времени на размышления, потому что решение нужно немедленно.

Если решение слишком сложное, и мы не можем понять, что нам делать, то обычно мы решаем банально с ним «переспать» и подумать об этом завтра. Так мы принимаем предложения о работе, делаем дорогостоящие покупки.

Если решения нет, но и времени тоже нет, то мы решаем выбрать самое «вероятное», как нам кажется(!), решение, или вообще положиться на удачу и сделать выбор наугад. Так мы поступаем при решении тестов или, когда пытаемся найти нужно здание в незнакомом районе, а карты или прохожего поблизости нет.

И, надо сказать, что и идея «переспать», и выбор наудачу нередко оказываются правильными.

Но возникает вопрос.

Чем тогда лучше руководствоваться, чтобы принимать более правильные решения?

Хочется сразу отметить, что очевидно неправильными ответами будут как полная вера в собственную рациональность и важность «правильного» мышления, так и попытка целиком положиться на мудрое «нутро», которое все знает. Это как раз то, с чего я начал статью. Излишнее использование того, что хорошо получается и давало результат раньше, не имеет никакого отношения к правильности решения сейчас. Для описания этой проблемы есть прекрасная поговорка: «если у нас в руках только молоток, то нам свойственно смотреть на все проблемы как на гвозди».

Те, кто верят только в рациональность и логику, часто пытаются механизировать процесс мышления и все описать логически через идеальную модель. Они упрощают наше мышление до уровня, который не отражает реального его устройства. Это приводит к тому, что мы добровольно снижаем свои возможности.

Другая крайность — полная опора только на здравый смысл и абсолютная вера в личный потенциал. Это выражается в искренней убежденности, что будучи неподготовленным человек способен понять все что угодно, вне зависимости от сложности задачи. Это приводит к необоснованному оптимизму и излишне поверхностному отношению к возникающим проблемам.

Я описываю крайности специально, чтобы подчеркнуть, что надо быть весьма критически мыслящим человеком, чтобы избегать этих ловушек в своем мышлении. От них не спасают ни возраст, ни успешный опыт, ни научные степени, ни социальное положение и достаток.

К сожалению, они действуют как раз наоборот. Каждый фактор, который определяет нашу самооценку, влияет и корректирует наше восприятие. А мы при этом нередко теряем независимость мышления и объективность при принятии решений.

Этот эффект называется праймингом. Сложность с праймингом в том, что он охватывает нас всегда через ту темную область, которая находится вне зоны нашего внимания. Говоря научно, этот фактор всегда находится ниже порога сознания, поэтому мы его не замечаем и не осознаем.

Смотря практически, по-настоящему важно то, что с этим следует делать, если мы хотим расти и развиваться эффективно, принимая правильные решения в нашей жизни. Тут нельзя дать однозначный ответ, потому что вопрос слишком сложен. Но я могу поделиться несколькими рекомендациями, которыми руководствуюсь сам и считаю ценными:

  1. Прислушиваться к внутреннему диалогу. Несмотря на нашу цельность, которая является залогом душевного здоровья и счастья, мы не камень-монолит. В нас много противоречий, разнонаправленных желаний и потребностей, которые создают внутренние конфликты. И в этом надо разбираться, если вы хотите расти. Не стоит пытаться заливать этот конфликт безграничной верой в себя и курсом повышения самооценки или просто пытаться игнорировать. Себя надо понимать, а это внимание и чуткость, а не безотчетный оптимизм без весомых к тому оснований или бег вверх по лестнице от собственных проблем.
  2. Часто ответ содержится в вопросе. Проблема, которая требует решения, нередко сама подсказывает направления поисков. Жизнь часто складывается таким образом, что нас бьют в самые больные места. Возможно нас никто не бьет, а именно наши слабости и становятся причиной тех или иных проблем. И если вы стремитесь в небо, а вам опять пытаются сломать крылья, то возможно вам не хватает рациональности в планировании своей жизни. А если вы трудитесь от зари до зари, просчитываете все на месяцы вперед, а просвета все нет, то возможно вам надо взглянуть на свою жизнь пошире и на время отказаться от того, к чему вы привыкли, каким бы нелогичным ни был этот выбор.
  3. Правда нередко где-то посередине. Нет, я не предлагаю компромисс. Я говорю о том, что настоящая свобода от противоречия появляется тогда, когда оно исчезает. Сначала мы слушаемся родителей, потом мы все делаем напротив, и только, когда мы по-настоящему взрослеем, влияние родителей на наши решения ослабевает, и противоречие исчезает. Так должно произойти и между интуицией, и рациональностью. Полюса должны стать опорами, которые вместе делают вас более устойчивыми. Если наша рациональная сторона позволяет нам делать правильный выбор, корректировать наши правила и навыки, а интуиция дает нам скорость и гибкость, то возможно нам надо заставить их сотрудничать. Мы ведь можем подвергать сомнению наши привычки сознательно, корректировать их осознанно, а потом «отпускать вожжи», доверяя жизни идти самой, и не одергивая себя постоянным контролем собственных действий.
  4. Жизнь определяют действия, а не мысли. В конечном итоге важно то, что происходит в настоящем мире, а не в наших головах, поэтому, чтобы иметь настоящую связь с собой, надо иметь связь с миром. Важно, что мы сделали, как это повлияло на окружающий мир, а не то, на сколько баллов мы себя оцениваем. Поэтому надо действовать и именно таким образом проверять «правильность» тех или иных мыслей. Ведь это обогащает. Только новый опыт сделает вас сильнее, поможет приобрести лучшие навыки, более эффективные привычки, а также сделает ваши неосознанные желания и устремления более приспособленными к реальной жизни.

anthonykorolev

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *