Искусство обучаемости

В книге «Искусство говорить и слушать» Мортимер Адлер определил «искусство обучаемости» как способность «разумно принимать новые взгляды, не отталкивая их без размышлений, но и не поддаваясь им пассивно».

Говоря простым языком, можно назвать это открытым, но критичным взглядом на вещи.

Изучение этого вопроса привело меня к несколько иным мыслям и выводам, которыми я хочу поделиться.

И начну я с тезиса о том, что мы учимся всегда. Вне зависимости от нашего желания и способностей. Это хорошая новость. Чтобы привести практический пример в подтверждение этого тезиса я хочу рассказать Вам об известном в биологии эффекте, который активно используется в рекламе и в искусстве презентации. Он называется «эффектом простого предъявления».

Суть эффекта сводится к тому, что повторное представление человеку объекта вызывает чувство симпатии у этого человека. Причем это вообще не зависит от нашего сознания или желания, и происходит само собой.

Это означает, что многие события и вещи формируют наше восприятие, отношение и, как следствие, интерпретацию фактов и событий без нашего сознательного участия. А мы просто пожинаем плоды этого неподконтрольного нам процесса.

Так или иначе наш организм хочет выжить. А выживание – это процесс адаптации к условиям окружающей среды. Поэтому несмотря на то, что мы не осознаем каких-то особенностей, это все равно способствует, а не препятствует нашему выживанию.

Однако адаптация приводит к более эффективному поведению только в ответ на внешние условия. Это хорошо для повышения скорости наших реакций. Но это не работает, когда стоит задача сознательного обучения или поиска новых более эффективных, но неизвестных пока способов поведения. Упрощая, можно привести следующий пример. Если льет дождь, то адаптация может загнать нас в пещеру, чтобы укрыться от дождя. Это будет быстро и эффективно. Но она не подскажет нам, как строить крышу над головой.

Поэтому рассматривая вопрос повышения обучаемости, первый момент, который кажется мне принципиально важным – это проактивность или произвольность поведения. Это означает, что причиной действий служит намерение, мысль внутри, а не непосредственное внешнее событие, которое запускает процесс адаптации. Внешние условия во многом ограничивают проблему и предопределяют возможные адекватные реакции на нее. Это может помогать решать конкретную проблему, но сужает возможности обучения.

Из этого вытекает второй вывод.  Задача эффективно действовать и задача учиться, вероятно, конфликтуют между собой. Ведь получается, что обучение заканчивается тогда, когда найден правильный ответ. В этом смысле обучение – это история ошибок, чем их больше, тем эффект лучше.

И это подводит нас к другому тезису, который на данный момент я и считаю ключевым в понимании вопроса уровня обучаемости. Если обучение – это процесс делания ошибок, то разница в обучаемости как в способности – это не различие в количестве ошибок. Ведь различие в количестве ошибок показывает только итог обучения.

Разница в обучаемости – это разница в объеме сделанных выводов на основании единичной ошибки.

Из этого следуют очень важные выводы, которые можно применять практически.

  1. Статистически верное мышление требует достаточного количества попыток, чтобы вывести правило. Чем человек больше делает ошибок, тем больше он накапливает данных для сравнения. Все эти данные связаны между собой. Следовательно, чем больше человек учится в жизни, тем выше его уровень обучаемости. Поэтому непрерывный процесс обучения на протяжении жизни имеет нелинейные выгоды для того, кто учится. Их эффект будет тем сильнее, чем дольше человек учится.
  2. Поскольку наше физическое и эмоциональное состояние сильно влияют на наши способности в конкретный момент времени, то более высокий уровень обучаемости для постижения конкретного предмета или проблемы будет у тех, кто сознательно настраивается на него. При этом мы также делаем вклад в общую копилку, а итоговый эффект сильно определяется тем, как мы настраивали каждый раз. Поэтому «халтурить» невыгодно.
  3. Поскольку часть времени мы учимся, даже не включая наше сознание в процесс, то оптимисты и те, кто позитивно настраивает себя, имеет гораздо большие выгоды в перспективе, чем остальные.
  4. Учитывая, что мы можем отслеживать свои результаты обучения, наблюдать процесс и сравнивать влияние различных внешних условий, то обучаемость – это скорее не искусство, а навык или способность, которую можно целенаправленно развивать. То есть мы можем вкладываться не просто в изучение предметов или навыков, но и сознательно заниматься своей обучаемостью, чтобы ускорять процесс усвоения любых навыков и знаний.
  5. Эффективность и обучаемость – разные процессы, которые могут конфликтовать. Поэтому торопиться в самообучении не стоит. Медленный процесс лучше быстрого.

anthonykorolev

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *