Функциональный взгляд на поведение. Что надо учесть для продуктивного обучения.

В прошлой статье о личной когнитивной системе я затрагивал вопрос о том, как наши установки влияют на нашу жизнь на примере проблемы когнитивного диссонанса. Развивая эту идею, я хочу предложить вам ознакомиться с функциональными взглядами на человеческое поведение. Эти идеи восходят к теории функциональных систем, которую применительно к человеческому поведению разработал Петр Кузьмич Анохин.

Согласно этим взглядам человеческие установки, которые определяют восприятие и поведение, зависят от человеческих потребностей.

Такой подход интересен тем, что позволяет сгруппировать наши установки и улучшить понимание их причин и последствий. С точки зрения повышения личной эффективности знание об установке является достаточным, когда вы можете ее поменять, а это требует осознания глубинных причин, которые лежат в ее основе.

Руководствуясь интересами простоты можно сгруппировать личностные установки в пять больших групп.

  1. Психологические защиты
  2. Самовыражение
  3. Социальные отношения
  4. Инструментальные аспекты
  5. Когнитивная система

Давайте рассмотрим эти группы с позиции эффективного развития и эффективного обучения.

  1. У нас есть внутренняя потребность в позитивном восприятии самих себя. При этом каждый из нас обладает разным опытом, склонностями, природными чертами. Поэтому в ситуации начала обучения мы все оказываемся с разным багажом. Если наше «Я» с нашей точки зрения под угрозой, то мы можем прибегать к тем или иным формам защиты себя от «неприятной правды» или для оправдания тех или иных действий, в которых испытываем часто неосознанную потребность. Так или иначе, триггером, запускающим защитное поведение, служим негативное состояние. Это может быть тревога, страх неудачи, болезненное чувство неуверенности и т.д. В поведенческом смысле защитное поведение непродуктивно, так как не ведет к объективным выгодам. Поэтому для высокого уровня эффективности обучения важен динамический контроль собственного эмоционального состояния.
  2. Во многом наши потребности базируются на наших ценностях. Чтобы чувствовать себя счастливыми, нам важно реализовывать в своем поведении и в своей жизни значимые для нас ценности. Поэтому установки, которые помогают нам это делать, привносят в нашу жизнь ощущение гармонии и правильности. В этом смысле, чем больше будет пересечение между объектом или областью изучения с личными установками, тем больше удовольствия мы получим, и тем легче нам будет учиться. Поэтому полезно размышлять над связями изучаемого объекта или области с тем, что для нас важно.
  3. Область социальных отношений сложна. В ней наши установки играют двойную роль. С одной стороны, они структурируют наше социальное пространство и помогают нам снизить внутреннее напряжение через набор правил, которые способствуют или препятствуют объему, качеству и форме общения с теми или иными группами. С другой стороны, установки являются отражением культурным норм, особенностей менталитета, исторических нюансов и выступают залогом того, что группы, к которым мы принадлежим, будут нас принимать и позитивно реагировать на наши действия. Любое обучение, особенно, когда речь идет о практическом эффекте, происходит в контексте, который, прежде всего, определяется социальным окружением. Поэтому, если мы хотим продвинуться в собственном обучении и развитии, а также добиться успеха, то мы должны осознанно подходить к социальным взаимодействиям.
  4. Наше поведение можно представить как серию простых решений, который приближают нас к желаемому и отдаляют от нежелательного. Желаемое мы воспринимаем позитивно, а то, чего мы избегаем, негативно. Поэтому внимательный и вдумчивый анализ того, что нам нравится и что вызывает отторжение, может дать много для понимания не осознаваемых пока аспектов. А это позволит снизить объем собственного поведения, которое мы не понимаем и не контролируем. С точки зрения эффективности направленное на нужную цель поведение всегда лучше случайного.
  5. Эти вопросы я затрагивал в статье о личной когнитивной системе. Наше обучение и результативность зависит от релевантности наших когнитивных схем. Если мы привыкли мерить длину в дюймах, то людям, которые привыкли к сантиметрам, будет сложнее нас понять, а все чего не понимаем, мы сторонимся. Поэтому осознанное отношение к структуре и процессам собственного мышления, а также к совершаемым ошибкам, может драматически улучшить как наше обучение и результаты, так и нашу жизнь в целом.

Резюмируя, хочется отметить, что психологическое знание, хоть и является нередко субъективным, дает неоценимую поддержку и значительно расширяет наши возможности в стремлении добиваться от себя большего, а также объективно сказывается на нашем успехе и благосостоянии.

 

 

 

anthonykorolev

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *